Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Все больше семей сирийских черкесов приезжают в Адыгею, чтобы строить свое будущее на земле прадедов.

С момента начала страшных беспорядков в Сирии в Адыгею, на свою историческую родину, на которой когда-то жили их предки, бежали многие семьи. Именно сюда их тянули корни, именно здесь они имеют возможность жить по тем неписаным законам, к которым привыкли, и именно Адыгею каждый из них всегда называл своим вторым домом.

Саузер Али вместе с супругой Димой и тремя детьми бежали из Сирии около 2 лет назад. В черкесском селении Мардж-Султан, в котором они жили, начались беспорядки. О том, что все это перерастет в вооруженный конфликт, они тогда даже не подозревали, но и благополучной обстановку назвать было сложно. Супруги решили, что дети должны расти в мире и спокойствии, и приняли решение бросить все и уехать туда, куда звала душа, — в Адыгею.

Когда люди оказываются в безвыходной ситуации — такой, что все мысли сосредоточены только на том, чтобы сохранить жизни своим детям, они готовы пойти на самые безрассудные поступки, они не задумываются о тех сложностях, с которыми им придется столкнуться на новой земле, не жалеют о том, что приходится оставлять. Саузер и Дима, решив уехать из Сирии, думали лишь о спасении. Они понимали, что в Адыгее у них даже нет дома, но верили, что судьба поможет им устроиться. Как оказалось, судьба им благоволила.

 — Конечно, нам было страшно. Но выбора не было: в нашем ауле было относительно спокойно лишь по ночам — днем же воевали. А позже мы узнали, что буквально спустя день после нашего отъезда город захватили, — рассказывает Саузер. — Когда мы приехали в Майкоп, мы были в растерянности — дома нет, работы тоже. Как жить дальше? Но на второй день нашего приезда мы гуляли по парку и случайно познакомились с женщиной, которая помогла расставить все в жизни нашей семьи по местам.

Когда женщина узнала историю семьи Али и то, что супруги с тремя маленькими детьми остались без крыши над головой, она искренне захотела им помочь: у нее в собственности был дом, в котором никто не жил. В этом доме она разрешила устроиться семье — так они поселились в Кошехабле.

В Сирии у семьи было практически все: собственный бизнес – три крупных магазина, а также своя стоматологическая лаборатория, руководила которой Дима — врач по профессии. Жила семья в большом доме, в котором на протяжении многих лет налаживался быт, создавался уют и было все для комфортной жизни. Семья строила большие планы на будущее, но война разрушила эти планы.

О том, что стало со всем, что пришлось оставить в Сирии, семья не знает. Но сводки новостей дают далеко не позитивные прогнозы: имущество большинства людей захвачено, мародеры не упускают возможности поживиться… Терять все, что было нажито собственными силами, конечно, страшно, но жизнь дороже. Тем более благодаря трудолюбию семья и в Адыгее делает все, чтобы жить хорошо: у них есть огород, урожай с которого попадает на их стол, в доме Дима создала уют…

 — Когда мы только переехали, конечно, было непросто, — признается Дима. — Но нам помогали люди, которые здесь живут, мы за это безмерно благодарны. Теперь все они — наши добрые друзья, которых мы всегда с удовольствием ждем в гости. Вообще, мы всегда знали, что в Адыгее хорошо, и планировали со временем переехать в республику – у меня даже гражданство российское было, а позже мы его и детям оформили. Но мы мечтали, чтобы переезд этот был в мире и спокойствии: чтобы мы могли здесь все заранее обустроить, приобрести хороший дом. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь. 

 — Всем сердцем, душой мы чувствуем, что Адыгея — это действительно наш дом, — добавляет Саузер. — Здесь сумели сберечь все лучшие традиции предков, которые в нашей семье также всегда чтили и соблюдали. Здесь удивительные люди, готовые бескорыстно помогать, живущие по законам чести и совести. Но если мыслить рационально, то здесь у нас нет практически ничего: все наше имущество — это те немногие вещи, которые было позволено взять в самолет, когда мы бежали из Сирии. Мы действительно планировали строить будущее в Адыгее, но, не имея даже собственного дома, это делать непросто. Несмотря на все эти трудности, мы искренне верим, что все у нас получится. Дети наши здесь уже освоились — ходят в школу, детский сад, достаточно хорошо говорят по-русски, так что у них есть все возможности строить в Адыгее счастливое будущее. А для нас с Димой это главное!

Юлия Мельникова.

Фото Артура Лаутеншлегера.

17.12.2014 в 00:24
Возрастная категория материалов: 16+