Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Ровно 104 года назад, 12 декабря 1910 года, в Майкопе произошло знаменательное событие: в торжественной обстановке в присутствии большого количества населения встречали первый поезд, который пришел по только что построенной ветке АТ ЖД Белореченская — Майкоп.

От всех вокзалов поезда уходят в дальние края

От майкопского вокзала поезда не отправляются в дальние дали. Но это нисколько не умаляет его значимости. Сама идея о соединении Закубанской железной дороги с центром России возникла у майкопских купцов, промышленников еще в начале 90-х годов позапрошлого века. 23 марта 1892 года Майкопская городская дума за подписью городского головы И.И.Братухина и гласных думы Д.И.Зиньковецкого и С.И.Иванова направили великому князю, наместнику Кавказа Михаилу Романову ходатайство о необходимости прокладки к Майкопу железнодорожной ветки. Необходимые обоснования сделал кубанский историк и статистик Ф.А.Щербина и предоставил на рассмотрение три варианта. Но проекты эти на долгие годы легли под сукно. Дело сдвинулось с мертвой точки только в 1909 году. Дорога получила название Армавир-Туапсинская (АТ ЖД).

Железная дорога строилась быстро. Уже 31 августа 1910 года открылось временное движение от Армавира до Курганинской, в начале декабря — до Белореченской и 12 декабря — до Майкопа. В этот день состоялась торжественная встреча празднично украшенного состава из паровоза и нескольких вагонов. В митинге участвовали представители городских властей, именитые горожане, духовой оркестр.

Официально в постоянную эксплуатацию АТ ЖД сдана была 15 февраля 1915 года.

Неотъемлемой частью железной дороги стали вокзалы. Майкопский вокзал был построен и сдан в эксплуатацию в 1910 году. Само здание вокзала выполнено в интересном и необычном мавританском стиле. Его центральная часть имеет портик из четырех колонн, которые завершаются стрельчатыми арками, балясинными ограждениями и капителями. Боковые части здания главного фасада имеют галереи со стрельчатыми арками, которые также опираются на круглые колонны и капители. Нынче это не просто вокзал, а памятник истории. Именно здесь 21 сентября 1918 года от рук белогвардейцев погибли более 3 тысяч бойцов майкопских революционных полков и красногвардейских отрядов. В октябре 1921 года на железнодорожных путях стоял агитпоезд «Октябрьская революция» во главе с Михаилом Калининым. Об этом свидетельствует мемориальная доска при входе в вокзал.

В начале 20-х годов прошлого века здание вокзала было отреставрировано известным в Майкопе архитектором И.А.Фоминым. Это по его проекту был построен дом Зиньковецкого (ныне — Дом офицеров). Крышу железнодорожного вокзала украсили купола и башенки.

1930—1931 годы ознаменовались строительством железнодорожной ветки Майкоп — Хаджох. В это время уделялось большое внимание освоению лесных и других богатств горной части Закубанья.

В 1914 году был утвержден проект и возбуждено ходатайство перед правительством о строительстве железнодорожной линии Белореченская — Тихорецкая до станции Грачи юго-восточной железной дороги. В 1914 году АТ ЖД уже начались подготовительные работы к строительству нескольких веток, в том числе и Майкоп — Даховская. Но реализовать этот проект помешала Первая мировая война.

Даже спустя столетия не утихают споры вокруг выдвинутого еще на заре позапрошлого века обществом по пуску Майкопского электрического трамвая проекта перевальной железной дороги Майкоп — Красная Поляна (в те годы небольшого населенного пункта Романовска). В 1911 году родился смелый проект соединения посредством электрической тяги Майкопа с приморским Сочи (городом он стал в 1986 году). В Екатеринодаре с 1900 года уже ходил трамвай, правда бельгийский, но все-таки трамвай. Даже пашковцы (жители станицы Пашковской) создали русское общество моторно-электрического трамвая. А чем мы хуже, обижались майкопчане?

Было проведено предварительное обследование предполагаемого трамвайного пути — от Майкопа до шумных горных истоков, с перевалом «у горы Чура через Главный Кавказский хребет на высоте около 6 тысяч футов и далее — по дикой долине Сочи — с выходом к морю».

Несмотря на скептическое отношение к дерзкому проекту электрического трамвая, изыскательские работы продолжались. И выяснилось, что практически постройка этой сложной линии протяженностью около 160 верст вполне осуществима, если бы не ее стоимость — около 4 миллионов рублей золотом. Строительство одной версты обошлось бы в среднем в 25 тысяч рублей! Прибывший из столицы профессор Бахметов тщательно изучил реку Белую (у станицы Каменномостской и ниже, у Хамышков) на предмет постройки гидроэлектростанции и получения необходимой энергии для тяги.

Инициатором горного трамвая был предприниматель А.С. Надеждин. С его подачи и было организовано товарищество, чтобы затем стать акционерным обществом по постройке линии Майкоп — Сочи. Но этому так и не суждено было осуществиться. В очередной раз с этим проектом в 2003 году выступил тогдашний представитель Президента РФ в ЮФО В.Яковлев. А в 2004 году руководство Северо-Кавказской железной дороги признало проект перевальной дороги слишком дорогостоящим.

Вагончик тронется, перрон останется

Бурное развитие железнодорожных перевозок в Адыгее осталось далеко позади. Оно пришлось на 60-е — начало 80-х годов.

Объем грузоперевозок по станции Майкоп и на Хаджохской ветке сейчас невелик. Отгрузку ведут в основном предприятия по добыче нерудных материалов. Сейчас от станции Майкоп отправляются только электрички на Белореченск, Туапсе, Армавир, Хаджох.

Уже не так часто слышен стук колес по рельсам. А вот в билетных кассах в эти предновогодние дни шумно идет предварительная продажа на рейсы дальнего следования с отправлением из Белореченска, Краснодара, Армавира.

Валерия Ломешина

17.12.2014 в 00:10

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.