«Завод Гурского принимает заказы»
Сейчас реклама есть везде: в газетах и других печатных изданиях, на радио и телевидении, в Интернете. Но так было не всегда, хотя история рекламы уходит вглубь веков.
В Древнем Египте рабовладельцы писали о продаже рабов на папирусе и вставляли свитки в определенное место на главной площади. В Древней Греции и Риме объявления о продаже или желании купить что-нибудь высекались на деревянных дощечках, и часто в нескольких экземплярах. Такие дощечки бросали в реку. О покупке или продаже узнавали в других местностях, расположенных ниже по течению. С появлением книгопечатания и распространением газет реклама стала выходить в виде объявлений: перечисление продаваемых товаров с указанием цен или без них, объявление о желании что-нибудь купить с указанием количества, свойства товаров.
К концу позапрошлого века реклама для старого Майкопа была делом обычным. Она печаталась в местной газете, расклеивалась на тумбах, установленных на городских улицах. Интересно, что рекламировались не только товары, но и услуги. В одном старом издании (книге Н.М.Сумцова «Майкоп в прошлом и настоящем», вышедшей к 40-летию города) мы нашли рекламу, помещенную владельцем чугунолитейного завода М.Н.Гурским.
Майкопские заводы и фабрики работали по заказам купцов на серийные товары, выполняли, как сказали бы нынче, и индивидуальные заказы. А чтобы привлечь как можно больше заказчиков, печатались рекламные объявления: «Завод М.Н.Гурского принимает заказы на изготовление товаров как непосредственно в конторе, так и по телефону №70».
Что же предлагал майкопчанам хозяин чугунолитейного завода М.Н.Гурский? Изготовление оборудования для маслобойных заводов — стальных гидравлических прессов разной сложности и мощности для отжима масла из семечек подсолнечника. Тогда в Майкопе было пять маслобойных предприятий, держали их купцы, греческие плантаторы. Для маслобойного производства чугунолитейный завод предлагал изготовление вальцев (для лущения маслосемян), сортировочные устройства, жаровни для поджаривания маслосемян.
Зазывал рекламой чугунолитейный завод и владельцев мельниц, хлебопеков. Могли изготовить на заводе мельничные жернова с полной трансмиссией, другое мукомольное оборудование, причем с доставкой на место и установкой.
Изготовляли на чугунолитейном также надгробные памятники, памятные чугунные плиты.
Когда в домах богатых майкопчан начало появляться паровое и водяное отопление, завод стал предлагать паровые котлы, топки, а для развития водопроводного дела — обсадные трубы для бурения водяных скважин, бочки, цистерны и другие емкости для отстоя воды. Предлагалась и металлическая тара разных емкостей для хранения спирта, бензина, керосина, нефти.
Для строящейся канализации предлагалось изготовление металлических люков. Тех самых, с клеймом «Завод Гурскаго», которые сохранились до 90-х годов прошлого века, а потом с развитием предпринимательства по заготовке металлолома люки эти стали исчезать: их разбивали и везли к приемщикам металла, тем самым создавая опасность для людей и транспорта на тротуарах и дорогах.
А еще рекламировалось изготовление литых чугунных лестниц, плит в качестве порогов для одноэтажных домов. Расхваливалось качество этих изделий — красота, прочность, долговечность. Не обманывал заказчиков заводчик М.Н.Гурский. В педагогическом колледже имени Хусена Андрухаева до сих пор сохранилась литая чугунная лестница на второй этаж. Выглядит как новая, только на ступеньках кое-где заводскую марку постирали студенческие подметки.
После революции завод был национализирован. Стал он станкостроительным заводом имени Фрунзе, выпускал станки с числовым программным управлением, которые экспортировались во многие страны мира. Ныне завод приказал долго жить.
Дмитрий Крылов