Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

О том, кто такой великий тренер по дзюдо и самбо Якуб Коблев, знает, наверное, вся страна. А каким он был человеком?

Говорят, что лучше, чем мы сами, нас могут знать только наши близкие. Те люди, с которыми хочется делиться радостями и горестями, которые становятся в моральном плане настоящей опорой, не дающей невзгодам сломать нас. Для многих великих мужчин — политиков, ученых, писателей, спортсменов — такой опорой становились их сильные духом хрупкие женщины….

Для великого тренера, легенды отечественного спорта Якуба Коблева, которому сегодня исполнилось бы 75 лет, настоящей опорой всегда была его супруга Джарет. Эта женщина подарила ему главную награду в жизни — двух дочерей Аурику и Свету. И для них он был и остается великим. Но дело здесь не в спортивных достижениях. А в его великом умении быть дома совсем не таким, как на работе, — быть в первую очередь любящим мужем и отцом. И сегодня наша беседа с супругой Якуба Камболетовича не о Коблеве-спортсмене, а о Коблеве-человеке.

— Джарет Гучипсовна, быть спутницей жизни известного человека, тем более спортсмена, — это, наверное, сложная миссия? Это частые разлуки, это непрекращающиеся переживания. И это, наверное, борьба. За внимание и свободное время……

— Знаете, перед интервью я разговаривала с дочками об их отце, и главное для нас, что мы с девочками смогли отметить, — это то, что Якуб, несмотря на большую занятость, постоянные разъезды, всегда находил время на семью. И был с нами не великим тренером, а мягким и душевным человеком. Когда его коллеги рассказывали о том, как он строг и требователен к своим ученикам, мы недоумевали: мы никогда его таким не видели. Все эти качества дома словно улетучивались. Люди, которые его знали только по работе, попадая в нашу домашнюю обстановку, в буквальном смысле не узнавали его. Порог — и все проблемы и заботы за пределами дома. А здесь — родные люди, дочки, обнимающие за шею. Для него семья была всем — он обожал девочек, а то, как он любил и гордился внуками — Асланом и Дауром, — не описать словами. Он мог часами говорить о них с блеском в глазах и гордостью.

Трудности? Конечно, нелегко было переживать частые разлуки — и нам, и ему тоже. Постоянные командировки — это нескончаемые переживания. Но мы всегда оставались на связи. И всегда, когда он приезжал, я радовала его нашими национальными блюдами, которые он очень любил, — мамалыга, щипс, жареная баранина.

— И все же спорт, а тем более наука — это занятия, которые требуют постоянной работы мысли, постоянной концентрации и напряжения. Чтобы не уставать от этого, человеку нужно сменять обстановку, расслабляться….

— Знаете, он мне всегда все рассказывал: и об успехах, и о проблемах. Ему было важно проговорить это вслух, ведь он все пропускал через себя, переживал за каждого своего воспитанника — он был человеком великой души. И я всегда с удовольствием его слушала. И думаю, это в какой-то мере помогало ему расслабиться, избавиться от того, что накопилось внутри.

К тому же двери нашего дома были всегда открыты для людей — практически не было дня, чтобы к нам не пришли гости. А в те редкие дни, когда оставались одни, мы с радостью выбирались на дачу. Якуб очень любил заниматься физическим трудом. Любил выращивать виноград — самых разных сортов, ухаживал за растениями с огромным удовольствием.

— Джарет Гучипсовна, каким Якуб Камболетович остался в вашей душе, каким вы его запомнили?

— Для нас он был всем. Мы всегда знали: мы за ним как за каменной стеной. Пока он был с нами, ни я, ни дочери не знали о том, что есть какие-то проблемы в жизни, что есть трудности. Его любовь ограждала нас от всех бед. Самый сложный вопрос, который, казалось, был практически неразрешимым, он решал с какой-то необыкновенной легкостью.

Знаете, когда человек живет счастливо, он не думает, что это когда-то может закончиться. И когда судьба распоряжается так, что осознать это все же приходится, когда мы теряем тех, кто делал нас счастливыми, становится невыносимо больно.

Но мы прожили счастливую жизнь, у нас замечательные дети, внуки — старшему уже 9 лет, младшему — 3,5 года. Многие говорят, что у мальчиков есть все данные для того, чтобы пойти по стопам деда и продолжить его дело. Кто знает, как сложится их жизнь?

Юлия Мельникова.

Фото из семейного архива Коблевых.

P.S. В доме Якуба Камболетовича, где мы беседовали с его супругой, каждый уголок напоминает о нем. Рядом с медалями и дипломами, говорящими о нем как о великом педагоге, — семейные фотографии, на которых он уже не тренер, а любящий отец и дед. Всю свою жизнь он посвятил служению: ученикам он дарил свои знания, родным — заботу и любовь. И, пожалуй, только по-настоящему великий человек может уместить в своей душе столько необыкновенных качеств.

29.12.2014 в 23:31