Одно на всех желание
Ольга Александровна Данько и ее 14-летний сын Николай встретят Новый год вдали от своего дома в городе Первомайске Луганской области.
— Для нашей семьи число 13 стало судьбоносным, — говорит Ольга Александровна. — Именно 13 июня, когда над нашим населенным пунктом уже летали снаряды, я приняла решение покинуть Украину. Конечно же, сердце разрывалось от боли, ведь предстояло бросить свой дом, все нажитое имущество. Я ращу сына одна, и мы никогда не жили богато. Все, что приобреталось, — одежда, мебель, быттехника, — было нажито с таким трудом, копейка к копейке собиралась. Но я приняла решение: моя жизнь и жизнь моего сына куда важнее. И отправилась в штаб беженцев. Как оказалось — своевременно. Уже сутки спустя, 14 июня, началась бомбежка Донецка, досталось и Первомайску.
Ольга Александровна с сыном вначале решили уехать к родственникам в Республику Коми. Месяц гостили у них, а когда обратились за помощью в оформлении Николая в школу, им тактично объяснили, что с украинским паспортом их там не ждали.
Расстроенная такой «теплой» встречей местной администрации, Ольга Александровна позвонила в МЧС России с вопросом: «И куда нам с сыном деваться?» Ей посоветовали поехать в Ростовскую область, в поселок Донецкий, где находился пункт беженцев.
13 июля она с сыном села в автобус и отправилась навстречу судьбе. Так они оказались в Тлюстенхабле, в пансионате. Об Адыгее ни сама Ольга Александровна, ни ее сын Николай ничего толком и не знали. Кое-что слышали от знакомых, видели несколько сюжетов по телевидению — и все. В пансионате, несмотря на то что их хорошо встретили, все было чужое, казенное. Поэтому, когда Ольге Александровне предложили переехать в аул Понежукай, чтобы жить в частном доме и ухаживать за пожилой женщиной, она тут же согласилась.
— Помню день нашего знакомства с бабушкой Мариет и ее невесткой Тамарой, — говорит Ольга Александровна. — Нас уже ждал накрытый стол, знакомство прошло за чашкой чая с адыгейскими угощениями — щэлямом, гуубатами. Я еле сдерживала слезы, было такое ощущение, что я знаю эту семью уже давно. Очень гостеприимные, внимательные, чуткие, они даже не стали расспрашивать, откуда мы приехали, чтобы не бередить наши душевные раны. Сказали: «Беда не имеет национальности, мы — люди и должны помогать друг другу».
Родственники бабушки Мариет живут отдельно, и Ольге сразу же предложили не стесняться, хозяйничать и по дому, и на кухне. Привезли продукты и кое-какие вещи.
В Донецкой области у Ольги Александровны остались родители.
— Мы практически каждый день созваниваемся, — говорит она. — Слава Богу, все наши родственники, знакомые живы и здоровы. Мы с Колей рассказываем им об Адыгее, о том, какие удивительные люди здесь живут. Коленьке к 1 сентября Тамара подарила рубашку и брюки. Наши соседи тоже принесли теплые вещи. А когда мне нужно было оформлять медицинскую справку для Коли, нам выделили автомобиль. За теплую встречу на адыгейской земле огромное спасибо руководству Теучежского района и семье Наниз, которые нас приютили.
У Николая впечатления об Адыгее самые хорошие. Он уже подружился с местными ребятами.
— У меня появилось аж семеро друзей, — с гордостью заявляет он. — И я усиленно учу адыгейский язык. Если раньше мои друзья старались при мне разговаривать по-русски, то теперь уже беседуют на адыгейском языке. И я практически все, что они говорят, понимаю.
Николай созванивается со своими школьными друзьями из Первомайска и уже (как он сам говорит) «все уши им прожужжал» об Адыгее. Здесь так красиво, такие классные друзья, аульские мальчишки, такая добрая тетя Тамара! И мама уже реже плачет и расстраивается.
Ольга Александровна осенью посадила цветы-двухлетки. Улыбается: «Мы весной уедем, пусть о нас останется добрая память».
— На Новый год положено поздравлять всех друзей, знакомых с праздником, — говорит она. — И загадывать желание. От имени нашей маленькой семьи мы поздравляем всех жителей Адыгеи, ставшей для нас родным домом, с Новым годом! А желание у нас, вынужденных беженцев из Украины, одно на всех: чтобы был мир! Это самое главное.
Валерия Ломешина.
На снимке: Ольга Александровна Данько с сыном Николаем.
Фото автора