Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея — главный государственный регистратор Республики Адыгея Марина Никифорова работает в системе службы государственной регистрации с самого начала формирования этого ведомства. Управление Росреестра по РА в конце прошлого года отметило 15-летие своей деятельности. С чем Управление входит в 2015 год, каким образом повысится качество предоставляемых услуг, повысятся ли пошлины в сфере государственной регистрации и другие актуальные вопросы — в нашем интервью с руководителем ведомства.

— Марина Ивановна, подведя итоги ушедшего года, с чем Управление входит в 2015-й, когда вновь повышается планка качества предоставляемых услуг, в том числе расширение спектра услуг в электронном виде? 

— В 2014 году Управлением завершены работы по сопоставлению данных единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) с государственным кадастром недвижимости (ГКН) на территории Адыгеи. В результате чего была скорректирована база для налогообложения, что позволит обеспечить полное и справедливое налогообложение и формирование доходов Республики Адыгея.

Кроме того, с целью оперативного решения вопросов, возникающих в ходе формирования налогооблагаемой базы, Управление принимает участие в совещаниях, проводимых налоговыми органами и органами исполнительной власти республики, на которых рассматриваются вопросы предоставления информации о состоящих на учете объектах недвижимого имущества и государственной регистрации прав на них для формирования единой налогооблагаемой базы объектов недвижимости. 

Также в рамках совершенствования процедуры оказания государственных услуг с января 2015 года действует десятидневный срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Совершенствование деятельности Управления Росреестра по РА происходит в соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014—2019 годы)». 

Главная цель данных мероприятий — создание единого государственного реестра объектов недвижимости, сокращение сроков государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, увеличение доли государственных услуг, предоставленных в электронном виде.

В настоящее время воспользоваться государственными услугами Управления можно в 8-ми офисах МФЦ, а также в территориальных отделах Управления, где прием на государственную регистрацию прав осуществляют сотрудники филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея. На сегодняшний день данные организации принимают более 80% всех услуг, оказываемых Управлением.

Продолжает эффективно работать интернет-портал госуслуг Росреестра, на котором реализуются различные электронные сервисы с предоставлением заявителям широкого спектра возможностей, включая осуществление оплаты платежей с помощью мобильного сервиса.

— Все чаще принимаются новые законы, направленные на облегчение взаимодействия простых граждан с органами власти. Например, гражданин может не обращаться лично в Управление за проведением регистрационных действий, а воспользоваться услугами нотариуса. В каком случае это возможно?

— Да, с 1 февраля прошлого года действуют изменения, внесенные в законодательство, касающиеся деятельности Управления. В частности, в случае, когда гражданин не может обратиться лично в Управление за проведением регистрационных действий по нотариальной сделке, он может воспользоваться услугами нотариуса. Данной услугой уже воспользовались жители республики, и на сегодняшний день от нотариусов в Управление поступило более 500 заявлений о регистрации права.

— Наверное, и многие дольщики вздохнули с облегчением, начиная с прошлого года, когда законодательно были ужесточены требования к застройщику? Расскажите об этом подробнее.

— С 1 января 2014 года были внесены изменения в законодательство, усовершенствовавшие правила исполнения обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства, которое на сегодняшний день можно назвать одним из самых привлекательных способов приобретения недвижимости на рынке жилья. Теперь исполнение обязательств застройщика по всем договорам участия в долевом строительстве наряду с залогом должно обеспечиваться либо поручительством банка, либо страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение его обязательств. Застройщик же до государственной регистрации договора в Управлении, заключенного с первым участником долевого строительства, за свой счет проводит страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору.

Требования по страхованию ответственности застройщика распространяются лишь на строительство тех объектов недвижимости, первый договор по которым регистрировался после 1 января 2014 года, независимо от даты его подписания или даты выдачи разрешения на строительство. Договор страхования может быть заключен в отношении всего строящегося дома или в отношении каждой квартиры в отдельности. Но по желанию застройщик может застраховать свою ответственность и в отношении уже заключенных договоров.

Другой формой обеспечения исполнения обязательств застройщика до государственной регистрации договора долевого участия в Управлении является договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Эти нормы закона защищают права дольщиков, которые уже оплатили часть стоимости жилья, и позволяют вернуть вложенные участниками долевого строительства денежные средства при наступлении страхового случая. К таким случаям относятся банкротство строительной компании-застройщика и открытие в отношении нее конкурсного производства, а также обращение по решению суда взыскания на предмет залога.

Пользуясь случаем, настоятельно рекомендуем участникам долевого строительства при подписании договора убедиться в наличии всех предусмотренных законодательством разрешительных документов у застройщика, ваше право — потребовать договор поручительства или страхования.

— В этом году ожидается повышение государственной пошлины, в том числе и за услуги в сфере регистрации прав. Как это отразится на затратах граждан?

— С 1 января 2015 года физические лица за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество будут уплачивать государственную пошлину в размере 2 тыс. рублей (вместо 1 тыс. рублей); для организаций госпошлина вырастет с 15 тыс. до 22 тыс. рублей.

Увеличится размер государственной пошлины и за регистрацию права собственности в упрощенном порядке («дачная амнистия»), внесение изменений в ЕГРП, повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации. Вместо установленных на сегодняшний день 200 рублей с 2015 года граждане будут платить 350 рублей, а организации — 1000 рублей.

Также возросла госпошлина за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве. Для физических лиц она составит 350 рублей, для организаций — 6 тыс. рублей.

— Вступил в силу закон, согласно которому налог на имущество граждан рассчитывается исходя не из инвентаризационной стоимости недвижимости, а из кадастровой. Читателей «СА», да и всех жителей Адыгеи, волнует вопрос — не приведет ли это к резкому возрастанию налогообложения?

— Когда начнут действовать новые правила по взиманию налога на недвижимость в Республике Адыгея, будут решать высшие органы исполнительной власти нашей республики.

При этом утверждения критиков закона безосновательны: заоблачного роста налога не произойдет. Для большинства россиян ставка не превысит 0,1% от кадастровой стоимости имущества. Кроме того, в течение пяти лет власти будут применять понижающие коэффициенты. Начислять налог в полном объеме начнут только в 2020 году. При этом льготы для социально незащищенных граждан сохранятся.

Еще одно, что волнует скептиков, — достоверность кадастровой оценки, которая заложена в основу расчета стоимости имущества. Здесь важно учесть, что решение о проведении оценки принимают органы исполнительной власти Республики Адыгея, они же выбирают оценщика. По сути, от квалификации последнего и зависит качество проводимых работ. На деле мнения по поводу справедливости кадастровой стоимости нередко направлены в адрес Управления, которое только контролирует процесс внесения результатов массовой кадастровой оценки, принятых заказчиком, в государственный кадастр недвижимости. С 2014 года для юридических лиц введен обязательный досудебный порядок рассмотрения споров по поводу кадастровой стоимости в комиссии при Управлении Росреестра. А граждане вправе выбирать — обращаться им в комиссию или в судебные органы.

Основная цель досудебного оспаривания — разгрузить суды и без того заваленные работой. Кроме того, обращение в суд — это дополнительные затраты времени и денег. Пока мало кто знает и пользуется этим полезным и удобным инструментом. Потому введена практика обязательного досудебного оспаривания. Однако бизнес не лишен права впоследствии оспорить результаты в суде. 

Полезной практикой стало открытое размещение отчетов о проведении кадастровой оценки на сайте Росреестра (по аналогии с нормативными актами). Что явилось существенной помощью как для оценщиков и экспертов, так и для собственников объектов недвижимого имущества.

— Марина Ивановна, вы с первых дней руководите столь значимым ведомством. Служба добилась успехов по многим направлениям, в чем, несомненно, заслуга как вашего коллектива, так и лично вас. Наша беседа проходит накануне вашего юбилея. Позвольте и от имени редакции «СА» пожелать вам здоровья, исполнения намеченных планов, уверенности в своих силах и оптимизма.

— Спасибо. Хочу отметить, что успехов в своей работе мы добиваемся благодаря слаженной и сплоченной работе специалистов Управления, многие из которых работают с момента основания службы — 15 лет. Будущее ставит перед Росреестром новые амбициозные задачи. Для этого у нас есть потенциал, стремление к достижению поставленных целей и преданные делу квалифицированные специалисты.

В заключение хотелось бы обратить внимание граждан: по любому вопросу в сфере компетенции Управления можно получить консультацию в центральном аппарате Управления и его территориальных подразделениях на местах. Контактные телефоны, адреса электронной почты, другая необходимая информация размещены на сайте Управления Росреестра по РА.

Марина Лебедева

20.01.2015 в 00:19

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.