Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В январе 1980-го Владимира Захарьяна, командира взвода по ремонту автомобильной техники, направили в Туркестанский военный округ, откуда затем нужно было следовать в Афганистан.

И все же уехать из ГДР, где он служил в составе группировки советских войск в Германии, — это был по-настоящему резкий поворот судьбы.

В Термезе личный состав его ремонтно-восстановительного батальона простоял недолго, и колонна колесной техники батальона направилась в Кундуз, преодолев расстояние примерно в 350 километров.

Хотя ремонтно-восстановительный батальон не участвовал в боевых действиях, а обеспечивал техническое замыкание колонны, угрозы обстрела и подрыва никто, как говорится, не отменял. Как и длительные переходы-переезды. Например, из Кундуза в Кабул, в Баграм, в другие населенные пункты.

ладимир Захарьян (слева) с товарищами Олегом Филяевым, Василием Коржовым  и Александром Алексеевым.
ладимир Захарьян (слева) с товарищами Олегом Филяевым, Василием Коржовым и Александром Алексеевым.

Приходилось ремонтировать машины после подрывов, видеть кровь и смерть. Тяжело было переносить песчаные бури, зимнюю слякоть и летний зной. Иногда в летний период температура воздуха достигала плюс 50—55 в тени. В жару режим работы техники — с 6 утра до 11 часов дня. Иначе кабина грузовика становилась раскаленной печкой. На отдыхе ночью мокрое полотенце, накинутое на грудь, высыхало буквально за несколько минут. Да еще многие военнослужащие из Советского Союза переболели гепатитом.

Местные жители относились к шурави (что значит «советский») вполне дружелюбно, но только внешне. По ночам многие из них брали в руки оружие, превращаясь в жестоких душманов. Далеко не всем афганцам был по душе призыв в официальную армию Бабрака Кармаля. Повальная нищета ожесточала, побуждала браться за оружие под знаменами душманов за кусок лепешки и пару долларов.

Замена для старшего прапорщика, заместителя командира дивизиона по технической части Владимира Захарьяна, прибыла в 1981 году, однако Афганистан не стал единственной горячей точкой в его жизни.

И снова с января, только уже 2000 года, он выполнял свои воинские обязанности в Чечне. И снова автоколонны на марше, пыль и грязь фронтовых дорог. Если в далеком Афганистане с ним не случилось ничего смертельно опасного, Бог миловал, то близ Урус-Мартана его машина подорвалась на мине.

— Моего водителя тогда спас руль — крупный осколок срикошетил, врезался в него, превратив его в «бублик», и упал между нами, у ног, в кабине,— вспоминает Владимир Арамович.

А вот самому Захарьяну при том подрыве повезло меньше — пришлось семь месяцев лечиться в госпитале, с тяжелым ранением и контузией. Через год после возвращения в Майкоп пришла его заслуженная награда — орден Мужества, который ему торжественно вручили в родной части.

В отставку Владимир Захарьян ушел в 2006-м. Он активный участник в работе Координационного совета, для него важно донести правду о событиях прошлого на встречах с молодежью. И особенно тепло его поздравляют дочери с датой вывода войск из Афганистана. Они понимают, что для отца значит этот день в истории.

Марина Лебедева

17.02.2015 в 00:48
Возрастная категория материалов: 16+