Четким языком плаката
Выставка военного плаката открылась в Северокавказском филиале Государственного музея Востока. Она приурочена к 70-й годовщине Победы народов СССР в Великой Отечественной войне.
Из фондов Государственного музея Востока в Адыгею привезли около 80 работ, выполненных в 1941—1945 годы художниками Средней Азии и Кавказа, а также москвичами и ленинградцами, преподавателями художественных вузов, находившихся в эвакуации в Самарканде, Ташкенте, Ашхабаде и Фрунзе (сейчас — Бишкек).
Как рассказала «СА» прибывшая на открытие выставки из Москвы старший научный сотрудник Государственного музея Востока Млада Хомутова, эти плакаты во время войны экспонировались в Государственном музее им.Пушкина, а затем были переданы в Музей Востока. В 2005 году впервые состоялась первая выставка плакатов, на которой была представлена небольшая часть работ. Именно в Адыгее впервые военный плакат выставляется в таком развернутом масштабе.
Четким языком плаката
В разные годы в различных республиках Советского Союза, но с одинаковой верой в лучшее работали художники Моор, Данешвар, Азим-заде, Тоидзе, Брискин, Адамова, Кукрыниксы и других авторы. Они так же, как и бойцы на фронте, ковали нашу Победу. Их имена большинству из нас мало известны, в отличие от произведений. Чего только стоит знаменитый, ставший хрестоматийным плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!», оригинал которого хранится в Третьяковской галерее. В Адыгее впервые массовому зрителю показаны авторские рисунки — эскизы плакатов этого художника.
Типографские плакаты и «Окна ТАСС» напечатаны небольшим тиражом. Они требуют особых условий хранения, чтобы бумага и краска дольше сохранились, именно по этой причине выставляются нечасто.
Четким языком плаката
Убеждая зрителя в скорой победе над фашизмом, художники в карикатурной форме показывали фашистов и Гитлера. Причем делали это довольно смело, не скупясь на язвительность. Фюрера изображали с рогами и копытами, называли его «Лгитлером» и рисовали, как из его рта бьет фонтан лжи. От штыка советского солдата бегут фашисты в виде овец, а плакат венчает лозунг «Молодец против овец. А против молодца — сам овца». Художник Н.Кочергин обыгрывает русскую народную пословицу «Один с ложкой, семеро с вошкой», показывая, как немецкие солдаты отряхивают одежду от вшей.
Большую роль играли агитационные плакаты типа «Тепло оденем наших бойцов», а также плакаты, раскрывающие роль женщины, которая пашет поле, собирает хлопок, растит детей, пока мужчины защищают Родину.
— Плакат — особый вид искусства, причем один из сложнейших. Он должен разить точно в цель, попадать в самое сердце. Плакатист должен быть настоящим виртуозом и психологом, чтобы силой рисунка так воздействовать на людей, — подчеркнул заслуженный художник Абдулах Берсиров.
Познакомиться с плакатами военных лет можно до 28 марта 2015 года.
Елена Маркова. Фото Аллы Загуменновой.