Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сегодня 70-летний юбилей отмечает художник Теучеж Кат — знаковая фигура не только в искусстве Адыгеи, но и в культурном пространстве современного Кавказа, а также за его пределами.

Теучеж Кат — единственный художник Адыгеи, удостоенный почетного звания «Народный художник Российской Федерации». Его живопись и графика выставлялись в Болгарии, Венгрии, Турции, Сирии, Иордании. В 2009 году он стал лауреатом Государственной премии РА в области искусства.

Все свое время Теучеж Мадинович проводит за любимым делом в своей мастерской. Где еще, как не здесь, встречаться с художником? В теплое время года он здесь даже ночует, далеко не отходя от холста и печатного станка. К слову, гостей сюда мастер особо не приглашает — бережет свое время. Но для республиканской газеты сделал особое исключение.

— Оглядываюсь назад и понимаю, что столько лет прошло, а я так и не успел сделать все, о чем мечтал, что хотел и планировал, — сожалеет мастер.

Двухэтажный дом, где рождаются на свет произведения Теучежа Ката, — настоящая творческая лаборатория. Воздух пропитан запахом красок, бумаги и вдохновения. Повсюду, на всех подходящих поверхностях и даже на полу, лежат подсыхающие эстампы — листы с отпечатанными гравюрами, расставлены живописные картины — масло и акварели, на стенах развешаны рисунки, афиши его зарубежных выставок.

Выбрав пару чистых от краски стульев, на «рабочем месте» беседуем с Теучежем Мадиновичем об искусстве и его жизни в искусстве. О техниках графики и живописи, о художниках и их творчестве он может рассказывать долго. А чтобы вспомнить все интересные факты его биографии, газетной полосы уж точно не хватит. Сам художник свои воспоминания обобщил в автобиографической книге «Сын трех матерей». В ней он рассказывает о детстве в ауле Габукай, о юности в Краснодаре, о годах учебы в Тбилиси. Тремя «матерями», взрастившими художника, он называет Адыгею, Кубань и Грузию. 

Быть художником ему предначертано судьбой. Иначе как объяснить тот факт, что простой аульский мальчишка стал заслуженным художником Адыгеи и России и первым в Адыгее удостоен звания «Народный художник России»? Он родился в ауле Габукай в непростом 1945 году — в год Победы в Великой Отечественной войне. Его отец был человеком верующим. И хотя ислам запрещал изображать человека, увлечению сына не препятствовал, напротив, покупал карандаши и краски. А юный Теучеж рисовал каждую свободную минуту. Не зная законов изобразительного искусства, он интуитивно чувствовал, как перенести силуэт или пейзаж на бумагу. Ничего другого, кроме изучения изобразительного искусства, он для себя не желал. Поступил на художественно-графический факультет Краснодарского педагогического института, а затем на графическое отделение Тбилисской государственной академии художеств. В академии он старался охватить все, что мог: изучал графическую печать, писал маслом, чеканил по меди и алюминию, занимался скульптурой. Годы, прожитые в Грузии, остались в его сердце и в его произведениях. 

После учебы Теучеж Кат вернулся в Адыгею. Несколько лет возглавлял республиканское отделение Союза художников, при его участии в начале 1990-х годов было открыто отделение живописи в училище искусств (сейчас — АРКИ им.У.Х.Тхабисимова). Но от общественной деятельности быстро отошел. Как признается художник, он человек не слова, а дела. Предпочитает не говорить, а выражать мысли и чувства на холсте и бумаге. 

В Адыгее Теучеж Кат является основоположником такого направления в графике, как литография. Это плоская печать на камне, выполненная с помощью азотной кислоты и специальной краски. Целый этаж в его мастерской занимают станок и стол, на котором обрабатываются эстампы. Первые 12 оттисков считаются оригинальными, на остальных пишется номер оттиска, объясняет художник. Дело это трудоемкое, физически тяжелое и в финансовом плане неблагодарное. Если живопись сегодня в чести и в цене, то на графику покупателей немного. К сожалению, это направление искусства постепенно уходит в небытие. Кому передать ценные знания, когда у ворот не стоит вереница учеников, а молодые художники предпочитают престижные специальности дизайнера или в крайнем случае живописца? Осознание этого болью отзывается в сердце художника. Как человек старой закалки, он считает, что истинный художник должен творить в любом случае, независимо от того, продадутся его работы или нет.

Большую часть жизни Теучеж Кат посвятил графике, но признается, что ему ближе живопись. От строгой монохромности он бросается в цвет, создавая колоритные полотна маслом и работая в технике «а-ля прима» акварелью. Сочетание двух-трех красок может создать настоящую цветовую симфонию! Художнику Кату мало кистей, он использует не только мастихин (лопатку для нанесения объемного слоя красок), но и руки. Было время, когда он смело наносил краску пальцами, щедро окунув их в краску. Однако это сказалось на здоровье, ведь ядовитые вещества через кожу проникали в организм и отравляли его. Но даже риск не смог заставить его отказаться от живописи, он просто начал работать в перчатках. 

Впервые побывав за границей в 1978 году — в Сирии, он понял, что арабский Восток можно писать только в красках. Особенно поразили его изумрудное небо и огромный серебряный диск луны, который вот-вот поцелует землю… Это был другой мир, достойный полотен мастера. 

Один раз молодой художник даже чуть не пострадал из-за своей тяги к искусству. Его внимание привлекли девушки, с ног до головы укутанные в хиджабы, которых сопровождал бедуин. 

— Попросил друга их сфотографировать, чтобы потом нарисовать. Неожиданно на меня накинулся араб, ятаган из-под полы вытащил и давай размахивать! Полиция приехала, разобрались. Объяснили мне, что это его жены. А по мусульманским обычаям даже выглянувшие из-под одежды пальцы девушки нельзя изображать — считается, что после этого они не будут ей принадлежать. Восток — дело тонкое! — с улыбкой вспоминает Теучеж Кат. 

С тех пор он много раз бывал в Сирии, Иордании, Турции, привозя новые впечатления и новые картины. За эти годы изменились реалии нашей жизни, но пейзажи остались такими же прекрасными и притягательными. Летом 2014 года он целый месяц жил в небольшом турецком городке Дюздже, в котором проживает черкесская диаспора. Результатом стали 100 акварелей — сочных, колоритных, как говорят художники, «вкусных». Они еще нигде не выставлялись. Первыми зрителями, оценившими творческий труд художника, стали журналист и фотокорреспондент «СА».

Теучеж Кат, пожалуй, один из немногих взрослых, кто не только помнит и любит старые сказки, но и бережно сохраняет их в своих произведениях.

— Я много прочитал за свою жизнь русских, адыгских, грузинских, восточных африканских сказок. В сказках народов мира много аналогий, ведь критерии добра и зла у всех людей общие и сюжеты у сказок тоже похожи. Фольклор — это вообще чистое вдохновение, тема без конца и края, — говорит художник. 

Народный адыгский фольклор служит для него постоянным источником вдохновения. Сюжеты его графики отражают легенды и сказания адыгов. Изображая непобедимых богатырей и простых крестьян, джиннов и великанов, охотников и зверей, он удивительным образом переплетает вымысел и мораль, воплощая вечные ценности кавказского народа, его мудрость и традиции. Яркие краски, чистые эмоции, дружба и согласие, тепло и радость — таковы картины Теучежа Ката. Лейтмотивом через творчество проходит безграничная любовь к родному краю и народу. В его произведениях заключена глубокая и вместе с тем простая философия: добра в мире гораздо больше, чем зла. 

Что, кроме вдохновения, необходимо мастеру для творчества? Конечно же, крепкая семья и уютный домашний очаг. По признанию художника, без поддержки супруги он вряд ли бы смог так плодотворно работать. Савдет Анзауровна много лет возглавляла Национальную библиотеку Адыгеи; человек высокой культуры, она понимает вторую половину с полуслова. 

Пейзажи, портреты, абстракции, композиции маслом и акварелью, литографии, офорты — количество созданных работ художник никогда не подсчитывал. Множество было подарено друзьям, часть — приобретена музеями и картинными галереями. В свое время его живопись на ура раскупалась в Грузии. На вырученные от продажи картин деньги он строил дом, в котором сейчас расположена мастерская. Но оставшихся работ с лихвой хватит еще не на одну выставку. В будущем запланирована персональная выставка Теучежа Ката, приуроченная к его юбилею. К ней он сейчас готовится: оформляет полотна, подбирает работы для каталога. Поэтому даже свой день рождения встречает в мастерской: когда тут праздновать, если впереди еще столько чистых холстов…

Редакция «СА» поздравляет Теучежа Ката с юбилеем и желает художнику неиссякаемого вдохновения и жизни в чистых ярких красках.

Елена Маркова.

Фото Аллы Загуменновой.

12.03.2015 в 03:00

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.