Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Людмила Першина и ее близкая подруга Юлия всегда стараются подарить друг другу в день рождения что-то особенное, оригинальное, причем чаще всего — изготовленное своими руками. Три года назад Людмила, просматривая в Интернете разные источники, сайты, увидела фото кукол с портретным сходством, и у нее сразу возникло желание сделать такую куклу для любимой подруги.

Долго не решалась, и сначала появился вязаный костюмчик, как на фото у подружки (благо вяжет и шьет наша героиня отлично), потом прибрела полимерную глину и… Так появилась ее первая авторская работа.

Конечно, не все сразу получилось безупречно, как хотелось начинающему мастеру, однако Юлия была в восторге, получив подарок — настолько он был оригинальным.

— Гордись! Когда я стану известным мастером, тебе будет принадлежать моя самая первая кукла, — улыбалась довольная Людмила.

Потом родственники и знакомые тоже загорелись желанием иметь авторскую куклу.

Весеннее вдохновение
Весеннее вдохновение
Как рассказывает моя собеседница, которая пришла в редакцию с несколькими своими работами, сначала для работы она использовала маникюрный набор, потом брат подарил ей «Набор скульптора», и инструментов в нем было уже достаточно для воплощения той или иной индивидуальности.

Людмила, как и ее мама, родом из Коломны, где они часто бывают у родных. Сейчас в этом подмосковном городке возродили кулинарное мастерство предков — изготавливают и продают пастилу по старинным рецептам, открыли калачную, где калачи пекут на глазах у покупателей, и Лейла — маленькая дочь Людмилы, однажды отведав эти вкусности, очень их полюбила. Тетя даже присылала ей из Коломны калачи (разогревали в микроволновке, хоть это уже не то, что с пылу с жару).

Пастилу предлагают туристам и землякам девушки в костюмах российских барышень ХIХ века, причем на фоне местного кремля и отреставрированных старинных особнячков.

Идею создать образ барышни из Коломны родители и дочь Лейла одобрили. Когда фигурка барышни была вылеплена и — без наряда и росписи лица, разумеется, — прошла процедуру запекания в отдельной духовке, мастер решила, что барышня будет сидеть в старинном кресле с подлокотниками. Изучив историю одежды Подмосковья, Людмила сшила ей платье с двумя нижними юбками, сделала башмачки на каблуках, связала шаль, прикрепила волосы, вложила в руки кусочек знаменитой подмосковной «яблочной пастилы». В другой руке кукла держала сложенный веер.

Кресло тоже получилось на славу — его делал папа нашей мастерицы, а помогали все члены семьи Першиных.

Лейла предложила:

— Мама, давай назовем ее Катерина Афанасьевна!

Откуда трехлетний ребенок мог знать такое сочетание имени и отчества, осталось загадкой — девочке как будто на память пришло. А позже, выйдя в Интернете на источники по истории Коломны, Людмила обнаружила фото особняка купца Ратинского, жену которого, как явствовало из копии исторического документа, звали Екатерина Афанасьевна! Вот такое интересное совпадение.

Людмила Першина как работает вдохновенно, так и замечательно рассказывает о каждой работе — как продумывался образ куклы, как в нем отражались черты характера и предпочтения оригинала.

Например, девочка-художница — своенравная, но творческая натура; игрок женской футбольной команды из Краснодара, с мячом в руках, сидит по-турецки и отдыхает после победы; брюнетка с синими глазами — парикмахер и единомышленница, можно сказать, сподвижница Людмилы. Кстати, Людмила после школы училась на курсах парикмахеров, что ей весьма пригодилось в творчестве. Потом окончила МГТУ, работала в гостинице «Интурист» в Краснодаре, где использовала знание турецкого языка, который изучала самостоятельно и с репетитором, была предпринимателем.

Ее тетя, художница, проживающая в Хорватии, которую тоже зовут Людмила Першина, просит у племянницы присылать ей фото каждой работы, радуется ее успехам, а теперь хочет получить кукол, изображающих всех ее родных.

Так сложилось, что тетя из Хорватии в начале 1990-х, когда Першины всей семьей были у нее в гостях, побудила маму Людмилы, Маргариту Александровну, заняться живописью. И теперь мама и дочь на выставках представляют свои работы вместе.

Так, Маргарита Першина участвовала в проекте «Рука в искусстве» Михаила Шемякина с двумя полотнами. За взрослыми тянется и малышка Лейла: две куколки, сделанные ею, тоже участвовали в одной из экспозиций детских произведений.

Недавно, в конце прошлого года, Людмила участвовала в духовном проекте. Во время декабрьской выставки мастеров в Майкопе ей предложили сделать фигуры волхвов и пастухов для рождественского вертепа в строящемся храме за рекой Белой, где уже начались службы.

И снова труд мастера предваряло изучение библейской истории, ее интересовало, как выглядели духовные персоны, какие дары и в чем они несли новорожденному младенцу Иисусу. Как сказала позвонившая после служительница церкви, всех, кто участвует в благоустройстве храма, поминают в молитвах о здравии.

В ходе нашей беседы с мастером я любовалась новой работой Людмилы, которая впервые «вышла в свет» в редакции «СА», — куклой девушки в национальном адыгейском костюме. Перед ее изготовлением мастер проникалась заданной темой, изучала историю одежды, народного орнамента, продумывала национальные черты во внешнем облике, чувство достоинства — в выражении лица.

Как рассказала моя собеседница, известный мастер золотого шитья Софиет Панеш наблюдала за ее творчеством и недавно предложила совместный проект. В нем Людмиле предложено создавать черты лица и фигурки кукол на национальную тематику.

Таким образом, в творчестве отражается познание культуры другого народа, а значит, укрепляется уважение к обычаям и традициям разных народов. Желаем Людмиле Першиной творить на благо многонационального народа Адыгеи!

Марина Лебедева

06.04.2015 в 17:53

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.