Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Заикание — один из распространенных дефектов речи. Оно препятствует получению профессии и устройству личной жизни, меняет характер, формирует пассивность, ранимость и неуверенность.

Знаменитый русский психиатр И.А.Сикорский назвал заикание детской болезнью. И действительно, исследования показывают, что заикается только 1% взрослых и 2–3% детей.

Заикание, как правило, начинается в возрасте 1,5-2 лет. Это напрямую связано с увеличением лобно-височной области головного мозга, отвечающей за ритмику движений, труда и речи. Именно в этом возрасте формируется фразовая речь ребенка, и заикание может возникнуть как следствие рассогласования скорости мышления и скорости говорения. Первый речевой спазм откладывается в долговременную память и извлекается оттуда в момент речи непроизвольно. 

— Внешне заикание проявляется в виде судорожных спазмов мышц речевых отделов: дыхательных, голосовых, артикуляционных. Проявляется только во внешней речи. Заикание — это речевое проявление психологического дискомфорта. Общеизвестно, что маленькие дети «уходят в болезнь», чтобы привлечь к себе внимание и любовь родителей. Также в практике встречаются целые династии заикающихся — дедушки, родители, дети. В этом случае, конечно, можно говорить о подражании. Но вообще сегодня принято выделять несколько механизмов возникновения заикания. В некоторых случаях это следствие ошибки процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга и расстройства согласованных речевых движений: голоса, дыхания, артикуляции. В других же случаях заикание является результатом неправильного рефлекса речи, возникшего вследствие речевых нарушений или подражаний. Иногда это нарушение речи возникает из-за гипо- или гиперопеки родителей. Но каковы бы ни были причины заикания ребенка, необходимо учитывать в целом все нарушения, составляющие единство, — рассказала логопед детской городской поликлиники №2 Марина Осадская. 

Основной причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести и внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). 

Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, когда родители читают им слишком много стихов, сказок, обращаются к ним с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» — часто заставляют говорить напоказ.

Осторожно, левша!

В возрасте двух лет ребенок может начать заикаться, если он левша, а его учат писать и рисовать правой рукой. Это очень опасная практика, потому что отдел мозга, контролирующий движение ведущей руки, отвечает и за развитие речи.

— Заикание — это неспособность гортани и левого полушария к прямой передаче импульсов друг другу. А значит, данная болезнь тесно связана с левшеством. В быту под левшой мы понимаем ребенка, владеющего левой рукой лучше, чем правой. Значительно чаще заиканием страдают скрытые левши. При этом ведущей является вся левая половина тела, с учетом превалирования левоногости и сенсорного левшества, — отметила логопед детской городской поликлиники №2 Марина Осадская. — Скрытые левши, а также дети с правым профилем асимметрии головного мозга, в отличие от других детей, чаще страдают простудными и инфекционными заболеваниями, но лучше решают анаграммы, чувствуют настроение других людей и проявляют склонность к зеркальному письму. Левши более художественно и эстетически развиты.

Существуют и другие факторы, из-за которых заикается ребенок: 3 года — это важный рубеж в развитии психики, и именно он может стать причиной нарушений. Во-первых, в трехлетнем возрасте дети активно разрабатывают речь, предложения становятся сложными. Они могут несколько раз начинать одно предложение и останавливаться, потому что пока им трудно подбирать сложные слова. Если мама и окружающие подгоняют или игнорируют малыша, он начинает расстраиваться и даже паниковать, что приводит к осложнениям.

С песней по жизни

Сегодня свыше 200 способов лечения заикания. Это и аутогенные тренировки, и гипноз, и электросон, и иглоукалывание, и компьютерные программы, и комплексная терапия. Лечат пением, игрой на трубе и даже лесным ауканьем. 

Если у детей в большинстве случаев дефект речи проходит сам по себе или с помощью терапии, то со взрослыми сложнее. Если человек заикается 1000 раз в день, это происходит уже автоматически. Можно научить пациента контролировать речь, можно смягчить заикание, но полностью избавить взрослого больного от мучительной патологии получается далеко не всегда. 

Добиться неплохих результатов можно при помощи пения. Пение — это не только тренировка мышц гортани и языка, но также ритмизация слогов и целых слов. Пение дает возможность пациентам услышать собственный голос, работать с ним, будто с глиной. Звук может быть ниже и выше, тише и громче. Импровизируя со звуковыми акцентами, можно получить различные варианты одного и того же текста. Интонация при этом играет далеко не последнюю роль. Петь нужно с чувством, пытаясь передать настроение.

С этой же целью используются пантомимические упражнения: одевание перчаток, фантастические прыжки, изображение игры на фортепиано и т.д. При соединении пения с соответствующими жестами по принципу «показываю то, что пою» у заикающихся детей появляется чувство раскрепощения.

При заикании ребенка в его речи появляются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания. Всегда слушайте сына или дочь внимательно, не заостряйте внимания на запинках, не поправляйте ошибки. Речь родителей должна быть естественной, не стоит говорить по слогам или нараспев. У ребенка должен быть сбалансированный режим активности, отдыха и полноценного питания.

Общие рекомендации

Если ребенку хочется помолчать или, наоборот, болтать без перерыва, не препятствуйте подобным проявлениям. Не давайте понять ребенку, что с ним что-то не так, тем более — что он болен, чтобы не спровоцировать манипулирование и капризы. Перед сном стоит играть в спокойные игры, а не усаживать малыша перед телевизором или компьютером. Нельзя оставлять ребенка одного в комнате в виде наказания.

Важно выбирать книги, песни, мультфильмы и мероприятия соответственно возрасту: например, маленькие дети будут бояться страшных персонажей, им могут сниться кошмары. Крайне важно поддерживать спокойную и дружелюбную обстановку в доме, ссоры и напряжение между родителями или родственниками особенно разрушительно влияют на психику детей.

Логопедические упражнения занимают центральное место при немедикаментозном методе коррекции заикания. Их желательно выполнять под контролем специалиста-логопеда.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.

Валентина Остапенко

07.04.2015 в 20:29