Они знали цену Победы

Этой молодой девушке пришлось научиться бороться за справедливость еще со школьной скамьи.
Мария, которую знали как Мерем, из а.Тлюстенхабль училась в 9 классе, когда ее отца Мешвеза Айтеча, начальника заготконторы, признали врагом народа и арестовали. Девочка-подросток осмелилась сделать то, на что способен не всякий мужчина. В поисках правды Мария написала в Москву. По ее письму к местным властям обратилась Надежда Крупская. И отца освободили.
Мария в 16 лет познакомилась с парнем из Тахтамукая — Рамазаном Сообцоковым. Покоренный ее красотой, он недолго думая украл ее. Молодые с помощью старших только начали обживаться, когда пришла беда. Семью Сообцоковых признали кулаками. Отняли дом, живность, а членов семьи выселили в сарай. Невестку, как члена кулацкой семьи, уволили с работы. Мария работала на почте связисткой. И опять она решила бороться. Написала письмо Сталину, где изложила свою обиду. Спустя некоторое время девушку вызвали в Тахтамукайский райисполком:
— Зачем было сразу писать в Москву? Почему не обратилась к нам или в Майкоп? — возмутились чиновники, но на работе восстановили.
Началась Великая Отечественная война. На войну ушли муж и трое братьев Марии: Челемет, Шумаф и Пшимаф.
Осознав масштабность страшной беды, постигшей страну, 19-летняя Мария решила ехать добровольцем на фронт.
— Не женское это дело — воевать! Подумай, прежде чем так поступать. Тебе надо жить, рожать, а ты стремишься туда, откуда не все возвращаются, — говорила ей свекровь.
— От судьбы не уйдешь! — И упрямая девушка пошла в военкомат.
Она служила в войсках связи противовоздушной обороны, на звукоулавливающих установках. «Слухачи» — так неофициально называли тех, кто следил за вражескими самолетами в небе. Когда раздавался гул, они по звуку распознавали тип самолета. Сведения передавались в штаб, и потом в бой вступали зенитчики.
Когда в часть прибыла колонна грузовых машин, не хватило шоферов. Мария согласилась на предложение стать водителем и окончила краткосрочные курсы шоферов. Вот где пригодились ее бесстрашие и решительность. Днем и ночью под вражеским огнем она, выполняя приказы командиров, доставляла на передовую боеприпасы и провиант. Только однажды Мария получила упрек от командования. Был получен приказ срочно выехать на ночное задание. Военная форма девушки была выстирана, и Мария выехала в платье. Утром получила от командира замечание за неуставную форму и благодарность за отлично выполненное задание. Не всегда удавалось спрятаться от вражеских пуль, но судьба ее хранила. Так было до самой Победы.
Рамазан воевал на другом фронте. Судьба благоволила и к нему. Несмотря на то что он не раз был тяжело ранен, продолжал воевать. Защитник Отечества с наградами вернулся домой и приступил к своей прежней работе — бригадира в колхозе. В колхозной бригаде содержалось много подвод и лошадей. Каждый член бригады был лихим наездником. Все это пригодилось им потом, спустя годы.
Родные с радостью встретили и невестку, вернувшуюся с войны с боевыми наградами.
Из трех братьев в живых остались Челемет и Шумаф. Пшимаф погиб, исполняя воинский долг.
Победа советскому народу досталась ценою миллионов погибших и раненых. Супругам Сообцоковым повезло — они выжили. Но те страшные дни, те ужасы войны, нечеловеческие страдания еще долго снились им ночами. Они знали цену этой Великой Победы.
Поэтому каждая встреча с друзьями была для них значима. Фронтовички из Тахтамукая — Зоя Кукан, Мария Буханова, Хан Цику, Мария Сообцокова, встречаясь друг с другом, с молодежью, на минутку мысленно погружались в события военного лихолетья, утирали слезы и, возвращаясь, радовались жизни, улыбкам, миру на земле.
После войны Мария продолжила работу на почте, потом была секретарем в сельском Совете. Ушла на пенсию. Но покой не та стихия, в которой она привыкла жить. Она еще 20 лет проработала на Тахтамукайском райпищекомбинате.
Глядя на эту хрупкую женщину, не всякий мог угадать в ней когда-то лихого фронтового водителя.
В 1956 году в ауле появились незнакомые люди. Это была творческая группа киностудии «Мосфильм», приехавшая делать натурные съемки для фильмов по трилогии А.Толстого — «Восемнадцатый год», «Хмурое утро», «Сестры». Режиссер-постановщик фильма Рошаль искал наездников для съемок. Вот где пригодились таланты колхозных наездников из бригады Рамазана.
Во время съемок Рошаль жил у супругов Сообцоковых. Мария познакомила его с адыгской национальной едой, которая режиссеру очень понравилась. Были сделаны и фотографии на память, но Мария раздарила их, не оставив себе. Остались только фотографии наездников.
Сейчас нет в живых ни Марии, ни Рамазана, но в их доме живет внучка — Зарема Тлехас, которая бережно хранит свидетельства героического прошлого своих родных — семейные фото, а также фотографии военных лет, письма, вырезки из газет.
Разиет Ачох