Почему деньги господдержки оказываются не защищенными от мошенников
2 апреля Майкопский городской суд вынес приговор по уголовному делу майкопчанки Анджеллы Шмониной. Ее признали виновной в покушении на хищение 1 млн. 750 тыс. рублей из бюджетных средств Минсельхоза Адыгеи, предназначавшихся в качестве грантовой поддержки для создания и развития фермерских хозяйств.
Это не первый судебный процесс из десятка уголовных дел, поступивших в Майкопский горсуд на рассмотрение в этом году. Все они связаны с мошенничеством и попытками получить крупные суммы из бюджетных денег, что выделялись в 2013 и 2014 годах в рамках приоритетных национальных проектов.
Вдалеке от коровников
«Предпринимательство» Анджеллы Шмониной началось весной 2013 года, когда она, как написано в обвинительном заключении, «решила совершить хищение бюджетных денежных средств» на развитие собственного фермерского хозяйства в Майкопском районе. На самом деле никакого фермерского хозяйства у женщины не было, жила она в Майкопе, вдалеке от крестьянских забот, но со своими бытовыми проблемами.
Из обвинительного заключения следует, что в апреле 2013 года она из корыстной заинтересованности приобрела подложные документы, которые требовались для получения гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства. Эти документы затем были представлены ею в Минсельхоз республики для участия в конкурсе по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Адыгея на период 2012—2014 годов». Грант предусматривал выплату крупных денежных средств — 1,5 млн. рублей на создание фермерского хозяйства. Кроме того, предусматривалась единовременная помощь на бытовое обустройство начинающего фермера в размере 250 тыс. рублей.
Сумма в 1 млн. 750 тыс. рублей — не шутка. Но военная пенсионерка и городская жительница Анджелла Шмонина об этом не задумывалась. Главный вопрос — как и кто за них будет потом отчитываться перед государством?
Безусловно, заняться крестьянским хозяйствованием может каждый, у кого есть для этого желание и силы.
— Если есть подворье, если человек занимается разведением кур, гусей, коз, овец или телят, он уже может претендовать на получение поддержки по развитию ЛПХ, — пояснили в Минсельхозе Адыгеи.
Как прозвучало в суде, для выполнения преступного умысла майкопчанка убедила некоего человека подписать заранее подготовленный договор аренды нежилого помещения, в котором содержались ложные сведения о том, что недалеко от станицы Севастопольской в Майкопском районе помещение будет использовано под ферму для разведения крупного и мелкого рогатого скота. Срок договора аренды — с 2013 по 2019 год. Не зная ничего о целях женщины, человек подписал документ.
В начале июня 2013 года она таким же образом убедила женщину подписать заранее изготовленный и подписанный ею предварительный договор поставки говядины — о предварительной его реализации.
Собрав эти фиктивные документы, Шмонина обратилась в отдел финансово-кредитной политики в АПК Минсельхоза республики, где написала заявление в конкурсную комиссию по отбору участников ведомственных целевых программ. К заявлению прилагался целый пакет документов, как того требует участие в конкурсе. В нем были копии договоров аренды помещения и поставки мяса на реализацию, справка из ОАО АКБ «Новация» о наличии на ее расчетном счете денежных средств в сумме 950 тыс. рублей, поскольку программа подразумевает софинансирование развития фермерства из бюджета и собственных средств фермера. Заявительница также представила бизнес-план и план расходов проекта по созданию, расширению, модернизации производственной базы своего фермерского хозяйства и увеличению объема реализуемой продукции — говядины. О том, что с сельскохозяйственным производством она знакома не понаслышке, подтверждала копия трудовой книжки на имя Шмониной с записью, что в период с апреля 2009 по март 2012 г. она работала в ЗАО «Луч» в должности специалиста по кормлению сельскохозяйственных животных.
— 29 июля 2013 года в здании Министерства сельского хозяйства Шмонина, действуя с целью обмана членов конкурсной комиссии и осознавая противоправный характер своих действий, довела до их сведения несоответствующую действительности информацию о своем намерении заниматься разведением крупного рогатого скота. Однако конкурсной комиссией был установлен факт, что представленная ею справка из банка «Новация» — подложная. Конкурсная комиссия отказала ей в участии в программе и предоставлении гранта в размере 1 млн. 750 тыс. рублей, — рассказали в прокуратуре Адыгеи.
Как выяснилось, весь пакет документов на имя Шмониной оказался подложным. В результате против заявительницы на грант возбудили уголовное дело в «органах», а прокуратура республики взяла его под контроль. Как только Шмонина узнала, что оказалась в числе подозреваемых в совершении тяжкого умышленного корыстно-финансового преступления — покушения на хищение бюджетных средств в особо крупном размере, она сразу пошла на содействие и активно помогала следователям.
По словам самой обвиняемой, она «лишь подписывала документы, их предоставляли давние знакомые, которым вполне доверяла». Задолго до этих событий они брали у нее в долг крупную сумму денег, которые никак не могли вернуть. Якобы за подписи в представленных документах ей пообещали, что из полученной суммы вернут долг.
Как установил суд, обвиняемая больше 20 лет отработала военнослужащей в Северо-Кавказском военном округе, за беспорочную службу ее неоднократно поощряло руководство. Она никогда не была замечена даже в административных правонарушениях, представленные суду характеристики свидетельствовали о гражданской порядочности. Да и свою вину в преступлении признала полностью.
— Приму с благодарностью любое наказание, — сказала обвиняемая суду в своем заключительном слове.
Гособвинитель требовал условного лишения свободы на 3 года с испытательным сроком в 4 года и штрафом в размере 100 тыс. рублей. С учетом всех смягчающих обстоятельств судья Александр Коротких вынес вердикт — 3 года условного наказания с испытательным сроком в 3 года и штрафом в 25 тыс. рублей — весьма легкое наказание за мошенничество с подделкой документов и покушение на субсидию из госбюджета в крупном размере. Приговор удовлетворил обвинение и потерпевшую сторону, но обвиняемую расстроило, что все-таки придется платить штраф. Она, похоже, искренне считала себя вовлеченной в аферу.
«Конкурс» на обман?
Количество уголовных дел по незаконному получению грантов и субсидий на развитие предпринимательства в сельском хозяйстве стало расти в Адыгее с 2012 года. В прокуратуре республики представили данные: в 2013 году таких дел было 20, в 2014 году зарегистрировано 18 фактов. Сумма, которая выделялась на господдержку фермеров из федерального и регионального бюджетов, — более 44 млн. рублей ежегодно. Финансовая помощь крестьянам гарантирована по двум программам — «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма на базе крестьянско-фермерских хозяйств».
Так, в 2014 году Минсельхоз республики поддержал реальную работу 23 сельских предпринимателей. Начинающим фермерам выделялось 21,7 млн. рублей, из которых 16 млн. рублей — федеральные деньги, а 5,7 млн. рублей поступили из регионального бюджета. Гранты получили 19 начинающих фермеров. Также 22,7 млн. рублей в прошлом году было выделено на развитие семейных животноводческих ферм. И четыре семейные фермы гранты получили.
По словам Министра сельского хозяйства Адыгеи Юрия Петрова, господдержка позитивно отражается не только на благосостоянии самих грантополучателей, но и на экономике республики. Эксперты Министерства сельского хозяйства РА отслеживают развитие фермерских хозяйств, получивших бюджетные деньги. Мониторинг показывает — фермеры, участвующие в программах, увеличивают объемы производства сельскохозяйственной продукции, увеличивают доходы от ее продажи, исправно платят налоги, таким образом, деньги возвращаются в бюджет. С тем, что региональные программы поддержки села нужны, никто не берется спорить. Но кто-то на этом научился и жульничать?
— Те, кто занимается сельским хозяйством, в особенности животноводством, привыкли считать каждую копейку. Для них грант, возможно, не очень большие деньги, но это реальная помощь государства, и они ее ценят. На эти деньги можно купить корма, технику, удобрения, увеличить поголовье скота или птицы. При этом кто-то далекий от крестьянских проблем подает заявку с липовыми документами, лишая возможности участвовать в конкурсе реального фермера — это безнравственно, — говорит фермер с небольшим стажем предпринимательства из Гиагинского района Александр.
Собрать реальные справки и весь пакет документов на участие в грантовом конкурсе не так просто. Чтобы получить кредит в банке и чтобы на личном банковском счете оказалась достаточная для конкурсного участия сумма, требуется солидный материальный залог.
— В значительной части уголовных дел по покушениям на получение сумм сельскохозяйственной господдержки большая часть поддельных документов выявлена на первом этапе проверки документов именно банками, — рассказал руководитель отдела по правовым, кадровым и земельно-имущественным вопросам АПК республиканского Минсельхоза Муслим Дауров.
Но расхитители бюджетных денег придумывают свои схемы, в которые вовлекают и сторонних участников. Действительно ли некие знакомые попросили подписать документы и военная пенсионерка Шмонина оказалась в их числе, будучи совершенно ни при чем?
— По не зависящим от нее обстоятельствам преступление не доведено до конца — ее уличили в подделке документов и банковской справки, в которой был указан счет на ее имя. Но если бы по каким-то причинам документы пропустили и деньги были бы выделены, вся сумма поступила бы на ее расчетный счет, а не лично в руки тем, кто готовил документы, — пояснил участвовавший в судебном процессе старший помощник прокурора республики Заур Хагундоков.
В правовом поле
Впрочем, с приговором суда не всем так повезло, как Шмониной. Накануне оглашения приговора по ее уголовному делу суд вынес приговор индивидуальному предпринимателю, главе крестьянско-фермерского хозяйства из аула Егерухай Кошехабльского района Байзету Акушеву.
Схема действий — та же. Ищется предприниматель (физическое или юридическое лицо), который мог бы подписать фиктивный договор аренды нежилых помещений, в этот раз — в станице Даховской Майкопского района. Заключается договор «на поставку мяса» с будущей «фермы» под реализацию, оформляются справка из банка о средствах на личном счете (более 758 тыс. рублей), бизнес-план о разведении КРС для последующей реализации в живом весе. И копия трудовой книжки с несоответствующей действительности записью, что несколько лет работал у индивидуального предпринимателя в крестьянско-фермерском хозяйстве.
Членов специальной комиссии Минсельхоза все претенденты на грант убеждают в своем искреннем желании трудиться на развитие экономики региона. Вот только бдительная служба безопасности банка «Новация» в очередной раз обнаруживает несоответствие в документах.
Приговором Майкопского городского суда Акушева признали виновным в покушении на получение бюджетных средств, ему назначено наказание — 3 года условно с испытательным сроком и выплатой штрафа в 100 тыс. рублей. С начала года прошли через суд уголовные дела по аналогичным обвинениям братьев Вороковых, оба наказаны. В частности, Мурадин Вороков получил 3 года условно с испытательным сроком в 4 года и штрафом в 250 тыс. рублей.
Но были и те, кто получил реальные сроки.
Так, на этой неделе жительница республики Саида Богус получила суровое наказание — 5 лет лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в размере 100 тыс. рублей. Судья применил отсрочку исполнения приговора до 2023 года, поскольку у обвиняемой двое малолетних детей.
— Она зарегистрировала в качестве главы крестьянского хозяйства свою знакомую, не осведомленную об истинных намерениях Богус. Изготовила на ее имя фиктивную банковскую справку о наличии денежных средств и договоры о якобы арендуемом ею помещении фермы и поставке крупного рогатого скота. Подложные документы были предоставлены в Министерство сельского хозяйства Адыгеи. Мнимая глава КФХ выиграла конкурс на получение гранта. Ведомство перечислило «фермеру» 1,75 млн. рублей, а та передала Саиде Богус полученные деньги, — сообщили в прокуратуре РА.
Реальные расхитители бюджетных сельскохозяйственных денег попадали в суд и в 2014 году. Например, в сентябре прошлого года грант у регионального Минсельхоза выиграла 31-летняя Виктория Дьяченко, представив фиктивные договоры и платежные документы на якобы закупленный ею крупный рогатый скот на сумму более 1,1 млн. рублей. Сумма ей была перечислена на счет. Вернуть деньги удалось только через уголовное дело и суд. В результате она также получила 3 года условно и штраф в 200 тыс. рублей.
Хищение бюджетных средств, выделяемых в рамках приоритетных национальных проектов, стало проблемой для республики.
— Из 18 уголовных дел в 2014 году 17 были связаны с развитием агропромышленного комплекса. В 2013 году таких дел было только два, — говорят в прокуратуре Адыгеи. Суть в том, что ушлые люди подговаривали безработных сельских жителей подать подложные документы и убедить затем Минсельхоз региона в «истинном» намерении заниматься фермерством, разводить крупный рогатый скот — этому в республике уделяется серьезное внимание, да и КРС стоит дорого, суммы на поддержку выделяют немалые.
Встречались мелкие «предприниматели», такие как житель станицы Гиагинской, получивший по подложным документам сельскохозяйственную субсидию в размере более 314 тыс. рублей, которыми распорядился по своему усмотрению. Его разоблачили по фиктивному документу о работе на одном из сельхозпредприятий — трудовой договор с ним был расторгнут. Часть мошенников раньше вообще не имела отношения к сельскому хозяйству.
— Во всех вынесенных решениях по аналогичным уголовным делам, которые уже рассмотрены судом, никто не остался безнаказанным. Все они покушались на получение средств господдержки, но не смогли получить деньги по не зависящим от них обстоятельствам. Однако они не довели свой преступный умысел до конца не потому, что на каком-то этапе подготовки осознали противозаконность своих действий: им не дали этого сделать, поскольку факт был выявлен конкурсной комиссией, — прокомментировал специально для «СА» представитель потерпевшей стороны — Минсельхоза Адыгеи Муслим Дауров.
Ведомственные программы по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм работают в Адыгее с 2012 года. За первые два года их реализации гранты в Адыгее были выданы 64 начинающим фермерам и 20 крестьянским хозяйствам на развитие семейных ферм. При этом было возбуждено три уголовных дела на грантополучателей-мошенников.
В 2014 году опыт первых лет учли — «сделками» с бюджетными деньгами заинтересовались в Управлении ФСБ по РА.
В Минсельхозе Адыгеи все хозяйства, до этого получившие гранты, объехали с проверкой, чтобы воочию убедиться, что деньги используются для развития сельскохозяйственного предпринимательства.
— Отбор кандидатов в этом году был максимально жестким и прозрачным. На господдержку претендовали 54 человека, — прокомментировал итоги конкурса в 2014 году Министр сельского хозяйства Адыгеи Юрий Петров.
Возможно, именно ужесточение требований, а также создание специальной комиссии, которую возглавил Премьер-министр Адыгеи Мурат Кумпилов, позволили выявить проблему с массовым количеством подделок документов. Уголовные дела повалили в суд как из рога изобилия — с января по апрель 2015 года их прошло более десяти.
— В этом году из выделенных средств гранты получат 16 начинающих фермеров, будет построено не менее двух семейных ферм. Эффект от господдержки очевиден. В 2014 году в Адыгее было произведено около 58,6 тыс. тонн мяса всех видов, это на 3,7% больше показателей 2013 года. За счет выделенных субсидий закуплено более 900 голов животных, построены две овцефермы, птицеферма. Сейчас завершается строительство еще трех животноводческих ферм крупного рогатого скота, — отметил Министр сельского хозяйства республики.
Все это, как и внимательное отношение к расходованию сельскохозяйственных бюджетных средств, позволило Адыгее претендовать на дополнительные деньги из госбюджета.
Вопрос вне поля зрения Минсельхоза РА остался только один: почему на скамье подсудимых не оказался ни один из тех, кто «подговаривал» безработных селян и горожан на мошенничество? Ведь с долей вероятности можно предположить, что реальными получателями огромных сумм, проходивших по грантам, были именно они! А значит, те же лица снова появятся среди претендентов и в этом году. И, возможно, учтут опыт неудавшихся сделок…
Елена Космачёва.