Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Чем дальше уходят в историю грозные годы военного лихолетья, тем отчетливее мы осознаем величие подвига наших отцов и дедов, который всегда будет служить для многих поколений россиян достойным примером истинного и беззаветного служения Отечеству и своему народу.

Когда наше Отечество оказалось в смертельной опасности, адыги, как один, встали на его защиту. В автономных областях и республиках Северного Кавказа уже в 1941 г. началось формирование воинских соединений из числа русских, адыгейцев, черкесов, кабардинцев и других народов. Не было практически ни одной семьи в Адыгее, которая не послала бы на защиту Родины своего сына, брата, отца.

Всенародное горе не обошло стороной и мой маленький аул Ленинохабль, которого уже нет на карте Адыгеи. С началом Великой Отечественной войны мирная жизнь в ауле была нарушена, на фронт отправились 70 мужчин, 50 из которых не вернулись с полей войны.

Для аула менее чем в 50 дворов — это большая утрата. В тяжелое для страны время семья Ибрагима и Унай Тлехуч отправила на войну шестерых сыновей: Махмуда, Хаджимоса, Ахмеда, Абубачира, Шамсудина и Алихана. Пятеро из них погибли, домой вернулся лишь Алихан. Ахмеда война застала кадровым офицером, а погиб он, уже будучи начальником полкового штаба. Шамсудин, только что окончивший военное училище, погиб командиром роты в звании старшего лейтенанта.

Сафер Дербе из Ленинохабля принимал участие в освобождении Донбасса и Юго-Восточной Украины, где проходили ожесточенные бои. В составе 814-го стрелкового полка 236-й стрелковой дивизии Юго-Западного фронта 2 сентября 1943 года в боях под Харьковым в одном бою был несколько раз ранен, сперва получил ранение в челюсть, но, несмотря на это, продолжал участвовать в наступлении, получив множественные осколочные ранения всего туловища.

11 февраля 1944 г. под Кривым Рогом 46-й стрелковый полк 152-й стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта, где командиром стрелкового взвода воевал младший лейтенант Сафер Дербе, получил приказ взять высоту, занимаемую немецко-фашистскими захватчиками.

С высоты немцы хорошо просматривали наши позиции и постоянно вели огонь со всех орудий. Приказ заключался в том, чтобы захватить высоту и удержать ее до подхода основных частей. В этом бою молодой лейтенант был тяжело ранен в левую стопу, но, несмотря на это, приказ был выполнен, за что Сафер Дербе был награжден медалью «За отвагу». В октябре 1944 г. был уволен в запас по состоянию здоровья (ст. №59, пункт «Г»), имея 7 боевых наград.

Встали на защиту Отечества и четыре сына Шханчерия Хутыза: Накар, Кансау, Шумаф и Хасан. Остался в живых лишь Накар.

Погибли на войне и два сына Амзана Хутыза — Гисса и Асланчерий. Не вернулись домой и два сына Хутыза Ляо: Мос и Сагид. А Асланбеч Хутыз, двоюродный брат Шханчерия и Ляо, отправил на фронт двух сыновей, Аюба и Туркубия. Туркубий в 1938 году окончил Адыгейское педагогическое училище и в 1939 году был призван в ряды Советской армии. Окончив военное училище, он служил в Ленинграде политруком роты. Здесь и застала его война. Отправив жену и ребенка из Ленинграда в Адыгею, Туркубий ушел на фронт. Не успела семья доехать до Ленинохабля, как его мать получила извещение о гибели сына. Это была первая похоронка, пришедшая в аул. Аульчане горько оплакивали погибшего. Всем запомнилось мужественное поведение матери Туркубия. Прервав рыдания, она обратилась к плачущим женщинам: «Прекратите! Это только начало. Война будет жестокой. Нам предстоит пролить еще немало слез!»

Только из рода Хутыз на войне погибли 9 человек, из рода Джаримок — шесть человек. Это двоюродные братья Махмуд Хаджибиевич, Мурат Бачериевич, Алий Бачирович, Тлюстен Хаджиметович, Хамед Меджидович, а также их близкий родственник Гисса Ереджибович Джаримок.

Из рода Наурзовых не вернулись с войны четверо сыновей — Ляку, Зачерий, Дауд, Рашид, а также Асланчерий, который был воспитанником Наурзовых. Погибли сыновья — и навсегда засохла ветвь этого родового древа.

По два сына погибли у Моса Хута (Туркубий и Меджид), Кочаса Хута (Ахмед и Хамед), Махмуда Тугуза (Ахмед и Халид), Махмуда Мугу (Рашид и Хаджикасей).

Никого не пощадила война. Лишила она и наследников: Дауда Кадыровича Тлехурая, Хаджибия Куйцуховича Мугу, Юсуфа Наговича Хуако, Ереджиба Тлюстеновича Нехая. Они были единственными сыновьями у своих родителей.

Хаджимос Хагурович Нехай, Тыу Шумафович Теучеж, Амин Ереджибович Тлехурай, Пшисовкан Тугуругович Анчок, Шамсудин Шумафович Хашханок, Мелич Учужукович Хашханок, Исмаил Исхакович Теучеж, Сагид Якубович Дербе, Якуб Аюбович Хут, Мугдин Меджидович Теучеж, Хабиб Махмудович Нехай, Хаджихусен Амзанович Теучеж, Сагид Наспулович Темыр погибли на войне, но в их семьях остались другие мужчины, которые вернулись живыми. Они-то и стали продолжателями своего рода. Имена погибших внесены в «Книгу Памяти» и навсегда останутся в сердцах последующих поколений. С каждым годом все меньше становится ветеранов ВОВ. В разное время ушли из жизни Хаджимос Амзанович Теучеж, Хаджумар Османович Мугу, Мугдин Махамчериевич Дербе, Батчерий Махмудович Мугу, Зачерий Асланбечевич Хутыз, Накар Шханчериевич Хутыз, Аюб Насыпович Мугу, Сагид Исмаилович Хуако, Ахмед Ереджибович Тлехурай, Ибрагим Шалихович Тлехурай, Мос Амзанович Хутыз, Сафер Касеевич Дербе, Асланчерий Шумафович Мугу, Юнус Шабанович Мугу, Индрис Махмудович Хут, Аюб Чухович Мугу, Хамид Учужукович Хашханок.

Основная часть — 95% жителей аула Ленинохабль являлись выходцами аула Джиджихабль, из которого с первых же дней Великой Отечественной войны многие — кто добровольцем, кто по призыву — ушли защищать свою Родину от немецко-фашистских захватчиков.

Туркубий Ляцович Нехай находился в рядах Красной армии с 1939 по 1946 г. Не успев после службы в армии доехать домой, в июне 1941 г. он был призван на службу, на этот раз уже на войну с немецко-фашистскими захватчиками. Пройдя всю войну, после победы над Германией, был и среди тех, кто воевал с Японией. Участвовал в Маньчжурской операции советских войск против Квантунской армии Японии, где в одном из рукопашных боев против самураев получил ножевое ранение в грудь, которая в будущем будет вся в многочисленных наградах, как в боевых, так и в трудовых.

Всю войну, начиная с финской (30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.) и до самого конца — с Японией, прошел и Абдулах Мугу. Абдулах был не единственным из Джиджихабля, кто воевал с финнами. Сагид Анзаурович Тлебзу был награжден «За отвагу» и «За боевые заслуги» именно в войне с финнами, он также прошел через всю войну, командовал батальоном, имел многочисленные боевые награды, после войны был председателем колхоза.

Активным участником Великой Отечественной войны также был и Мадин Ахмедович Тлебзу — первый шофер аула Джиджихабль с 1938 г., а после войны работал главным инженером колхоза. Через все тяжести войны прошли и Туркубий Хацикович Джаримок, Шумаф Джаримок, который после войны работал председателем колхоза, сельского совета, он имел орден Октябрьской революции.

Нух Теучежевич Джаримок, вернувшись с войны с многочисленными боевыми наградами, с 1949 по 1979 г. был директором Джиджихабльской сш №7. При Нухе Теучежевиче школа считалась одной из лучших сельских школ области. Н.Т.Джаримок был замечательным учителем истории, глубоко и всесторонне знающим свой предмет, был заслуженным учителем РСФСР, именно про таких, как Нух Теучежевич, и говорят: «Учитель от бога». И я горжусь, как и все остальные многочисленные его ученики, что учился у такого замечательного педагога.

Замечательным педагогом был и Хамед Учужукович Хашханок, отличник народного просвещения, который прошел всю войну, имел многочисленные боевые награды, после войны 40 лет работал учителем, последние 27 лет заведовал учебной частью школы.

Всего с Джиджихабльского сельского совета на войну с немецко-фашистскими захватчиками были призваны 657 человек, из них погибли 400, в том числе 105 человек из аула Джиджихабль.

Имя легендарного сына адыгейского народа Нурбия Насифова из Джерокая связано со Сталинградом. Нурбий прошел всю войну, начиная с августа 1941 года. Побывав на различных фронтах Великой Отечественной войны, 21 ноября 1942 г. под Сталинградом командир роты автоматчиков младший лейтенант Насифов во время атаки оборонительного рубежа врага лично подорвал 2 дзота и убил 5 немцев, при этом получил несколько ранений. Но, несмотря на это, продолжал участвовать в бою, за что был награжден орденом Красного Знамени.

28 апреля 1944 г. командованием полка была поставлена боевая задача 1-му стрелковому батальону: выбить немцев с господствующей высоты в Карпатах в районе населенного пункта Солонец-Лев. Объявив боевой приказ бойцам, ст. лейтенант Насифов повел батальон в атаку. Воодушевляя бойцов на боевые подвиги, он с криком «Ура!» первым ворвался в расположение обороны противника и в рукопашной схватке уничтожил 12 гитлеровцев. В ожесточенной схватке Насифов был ранен, но с поля боя не ушел, а продолжал выполнять боевую задачу.

Воодушевленные героизмом своего командира наши бойцы выбили немцев с занимаемых позиций. Только после этого в тяжелом состоянии ст. лейтенант Насифов был доставлен в медсанроту.

Командиром 78-го стрелкового полка майором Поляковым от 25 мая 1944 года был подписан приказ: «За личную инициативу, отвагу и мужество, проявленные в бою, достоин награждения орденом Отечественной войны II степени старший лейтенант Насифов».

При более благоприятных обстоятельствах Нурбию Кадыровичу Насифову могли присвоить и звание Героя Советского Союза. Вот его список наград: орден Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны I и II степеней, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги».

Хотелось бы обратить внимание наших молодых читателей на то, что орден Александра Невского — это полководческая награда, что Насифов является только 11-м жителем из Адыгеи, удостоенным этой высокой правительственной награды, орден Александра Невского присваивался только Указом Президиума Верховного Совета СССР.

Наши земляки участвовали и в обороне Ленинграда. Так, много сил и умения в сооружении важных для обороны Ленинграда понтонных и паромных переправ через Неву вложил воин инженерных частей Касим Дауров. Имея в виду подготовку в ноябре 1941 года одной из переправ, генерал-лейтенант Б.В.Бычевский впоследствии писал: «В паромной команде самые опытные и смелые люди: Евтушенко, Рощин, Князький, Шмыров, Касим Дауров, Горбачев». С декабря 1941 г. и до конца блокады в составе 125-й стрелковой дивизии отстаивал Ленинград Василий Костин — учитель из станицы Кужорской.

В блокадном Ленинграде побывал и другой наш земляк, верный сын своего народа Асланчерий Амерзанович Жане из аула 1-й Эдепсукай. С первых дней Великой Отечественной войны А.Жане был на фронте пулеметчиком 245-го стрелкового полка, был призван в армию с сентября 1940-го и прошел всю войну до мая 1945 года.

Как и все, в начале войны он познал горечь отступления, терял боевых товарищей. В начале 1942 г. образцового солдата направляют в школу младших командиров, и после ускоренного курса А.Жане получает звание сержанта и заступает на должность заместителя командира взвода 21-й армии 10-го укрепленного района Ленинграда.

Особой вехой в военной биографии Жане стала героическая оборона Ленинграда. В жестоких сражениях креп боевой дух нашего земляка, росла его отвага. В этот период командованием армии он награждается медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда».

Этой медалью, к награждению которой он был представлен в декабре 1942 года в блокадном городе, ветеран впоследствии очень гордился, благодарил судьбу, что дала силы выжить в условиях жуткого мороза и страшного голода.

Когда же блокада была прорвана, он прошел пол-Европы, освобождая народы от фашистских оккупантов. В 1945 г. еще одна награда украсила грудь нашего отважного земляка — медаль «За победу над Германией».

Чтобы увековечить память адыгов, героически участвовавших в обороне Ленинграда, благодарные их потомки, проживающие ныне в Северной столице, установили памятник на Пискаревском кладбище. Высечено на нем и имя нашего славного земляка.

Великая Отечественная война нанесла неисчислимый ущерб нашей Родине. Десятки миллионов погибших, почти полностью разрушенное народное хозяйство, развалины городов и сел — вот с чем пришли мы к маю 1945-го. Но на другой чаше весов — мир, спасенный от коричневой чумы. 

В одной только маленькой Адыгее были замучены и расстреляны фашистами за время 6-месячной оккупации около 4 тыс. человек, в основном стариков, женщин и детей. Кроме того, в боях с фашистами погибли не менее 380 партизан — жителей Адыгеи. Вечная им память!

Наибольшие потери понесла Адыгея на фронтах Великой Отечественной. По словам авторов недавно вышедшей книги «История Адыгеи», «…среди тех, кто ушел на войну из Адыгеи, а их было, по неполным данным, около 25 тыс. человек, каждый третий пал на полях сражений». По данным же «Книги Памяти», из Адыгеи ушли на фронт не менее 80 тыс. человек. Но ведь Молох войны «перемолол» не только тех, кто погиб, — многие умерли от военных ран, погибли в плену, пропали без вести. Так, до сих пор считаются без вести пропавшими многие ушедшие на фронт жители а.Егерухай, в том числе Ибрагим Ахмедович Каноков, Ибрагим Ляович, Нух Исхакович и Юсуф Русович Джаримовы, жители а.Эдепсукай: Яхья Тохович, Туркубий Тохович и Муса Тохович Гадагатль; житель а.Лакшукай Мос Учужукович Гатагу, и тысячи других.

В «Книгу Памяти», в этот скорбный список, внесены пока имена 30543 чел.; из них 12414 человек погибли и 18129 — пропали без вести.

Прах погибших на фронте жителей Адыгеи покоится в 27 странах за пределами России (5482 человека) и в 56 республиках, краях и областях Российской Федерации (5263 человека) — всего 10745 могил наших земляков рассеяно по всему свету: от Ирана до Финляндии и от Германии до Японии. 

Трагические и героические годы Великой Отечественной войны давно ушли в прошлое. Слава защитников Отечества, подвиги и лишения их в минувшей войне принадлежат теперь не только Родине и народу, но и самой Истории. 

Говорят, что война продолжается до тех пор, пока не похоронен последний солдат, а сколько их еще не похороненных, сколько пропавших без вести?! Какова их судьба, где они погибли, при каких обстоятельствах, где их могилы и сколько еще предстоит пролить слез — никто не знает. Но семьи пропавших без вести все еще живут надеждой, что когда-нибудь узнают о судьбе своих родных. Ждут уже 70 лет. Многие, вероятно, уже и не дождутся…

Поклонимся всем, живым и мертвым, — эти имена навсегда останутся в памяти народа!

Б.Дербе, кандидат исторических наук.

07.05.2015 в 23:57
Возрастная категория материалов: 16+