Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Троллейбусники Майкопа предпринимают конкретные шаги по выходу из кризиса.

Майкопское троллейбусное управление переживает не лучшие времена. На предприятии накопились долги за электроэнергию, происходили и случаи задержки в выплате заработной платы. В этой ситуации некоторые сотрудники начали увольняться, что привело к нехватке кадров. Существует и проблема, связанная с большим износом троллейбусного парка: он нуждается в обновлении.

Недавно директором предприятия был назначен Александр Гаас, при поддержке мэрии Майкопа он намерен реализовать конкретные мероприятия по выходу троллейбусного управления из кризиса. С ним мы и побеседовали на эту тему.

— Начну с того, что функционирование электротранспорта считается целесообразным в городах с населением более 300 тысяч человек. В Майкопе проживает меньше жителей, тем не менее благодаря инициативным людям в свое время, 40 лет назад, в столице Адыгеи были построены троллейбусные линии и сети. Сегодня на нашем предприятии ситуация кризисная, но мы намерены возродить те традиции муниципального электротранспорта, которые были заложены моими предшественниками, — говорит Александр Владимирович.

Кризис, на выезд!
Кризис, на выезд!
— А каково нынешнее состояние предприятия, каковы его самые уязвимые точки?

— Состояние практически предбанкротное, но мы поставили цель выйти из этой ситуации. Благодаря усилиям мэра Майкопа Александра Наролина дело уже сдвинулось с мертвой точки. Принято решение о выделении из городского бюджета более 9 млн. руб. на частичное погашение долгов, в большей степени по электроэнергии, которые накопились за прошлый год. Размер общего долга больше, но этой суммы достаточно, чтобы снять остроту данной проблемы. Администрация города поставила передо мной конкретную задачу — добиться на предприятии позитивной динамики развития. Конечно, без помощи городских властей нам с этой задачей не справиться. В рыночных условиях самостоятельно существовать предприятие сможет только с такими ценами на проезд, которые будут «неподъемны» для малоимущих горожан. Но, собственно говоря, для этой категории населения и предназначен в первую очередь электротранспорт.

— А каковы будут ваши действия на следующем этапе выхода из кризиса?

— Далее мы планируем погасить долговые обязательства по налогам, которые также образовались за последнее время. Намерены нормализовать отношения и с другими кредиторами. В конечном итоге к концу текущего года мы должны стабилизировать ситуацию и выйти на нулевой баланс. Кроме того, проведена частичная оптимизация штатного расписания, эта работа будет продолжена до конца текущего года. Также мы планируем сократить наши расходы. В частности, некоторые мероприятия можно проводить за счет спонсорских средств других организаций, это касается печати билетов, других материалов. На первый взгляд это мелкие расходы, но сегодня даже они являются непосильной ношей для предприятия. Дело в том, что после ареста счетов и кассы у нас, что называется, связаны руки. И мы производим только операции по сокращению долгов и выплате заработной платы.

— Нет ли сейчас задержек с выплатой зарплаты? В свое время по этой причине на предприятии дело доходило до забастовки.

— Действительно, в свое время невыплаты зарплаты продолжались довольно длительное время, и люди даже решились на эту крайнюю меру. По этой причине многие работники уволились с предприятия. В результате из-за нехватки водителей произошло сокращение выпуска машин на линию. Но это все позади — сегодня задержек по заработной плате у нас нет, а люди постепенно возвращаются в троллейбусное управление. И мы начали увеличивать выпуск троллейбусов на маршруты.

— А сколько всего машин выходит сегодня на линию? Устраивают ли горожан интервалы их движения?

— Если в декабре на линию выходило 15-16 троллейбусов в день, то сегодня их количество увеличилось до 20. Конечно, это мало, а потому и интервал их движения, особенно в вечернее время, довольно большой. И это вызывает определенное недовольство горожан. Но эта ситуация и нас не устраивает — за период кризиса мы потеряли большую часть своих пассажиров, которые пересели на маршрутки. Уверен, что к осени мы выпустим на линию порядка 25 троллейбусов, сократим интервал движения.

Кстати, для обеспечения троллейбусов кадрами наш учебный центр выпускает группу новых водителей из 13 человек. Сначала они будут работать на линии с наставниками, а потом самостоятельно. Все эти меры со временем позволят вернуть и наших традиционных пассажиров: пенсионеров, школьников, студентов.

—  Устраивает ли вас тот тариф, который установлен на проезд в троллейбусе, — 10 рублей за одну поездку?

— Тариф, скорее всего, придется повышать. И это вынужденная мера, потому что искусственное его занижение и привело к кризисной ситуации на предприятии. Как известно, долгое время его размер был в пределах 6—8 рублей. Но даже нынешний уровень тарифа является самым низким в России. Мониторинг, проведенный нашими специалистами, показал, что подобный тариф применяется еще лишь в одном городе страны на маршруте, который не востребован пассажирами. И чтобы их как-то привлечь, цену на этот маршрут опустили до 10 рублей за поездку. В остальных городах ниже 13-14 рублей тарифа нет, в Краснодаре, например, он составляет 17 руб. за поездку. При этом себестоимость одной поездки достигает 18 рублей. 

Поездки по десятирублевому тарифу создают большую нагрузку на муниципальный бюджет, который должен субсидировать разницу между экономически обоснованным и фактическим тарифом. Но пока не утвержден оптимальный предельно-расчетный тариф, по которому было бы удобнее работать предприятию, эти «провалы» ложатся на наши плечи. И бюджет не может нам выделить больше средств, а мы не можем поднять тариф. А потому в июне мы планируем подать заявку в Управление государственного регулирования цен и тарифов РА на защиту предельно-расчетного тарифа. После этого тариф на поездку в троллейбусе ориентировочно поднимется на 2 рубля — до 12 рублей. Но и после этого повышения, уверяю вас, наш тариф останется самым низким в России.

— А не опасаетесь ли вы конкуренции со стороны маршруток, где тариф на одну поездку также составляет 12 рублей?

— Подобный риск существует. Но для решения данной проблемы должна быть проведена совместная работа с отделом инфраструктуры города. В частности, уже сегодня разрабатывается план мероприятий по переводу маршрутных такси с ул.Пролетарской, перенасыщенной этим видом транспорта, на соседние улицы — Пионерскую и Курганную. Думаю, что это будет способствовать увеличению пассажиропотока на электротранспорте, благоприятно скажется на нашем экономическом состоянии. Кстати, эта работа осуществляется и в рамках оптимизации транспортного обслуживания населения.

— А каковы перспективы укрепления материальной базы предприятия, обновления троллейбусного парка?

— Существует федеральная программа по обновлению подвижного состава. И в рамках этой программы на условиях софинансирования выделяются средства на эти цели. Правда, из-за кризисной ситуации в стране и регионах говорить о каких-то суммах пока рано, скорее всего, более предметно на эту тему можно будет говорить на следующий год. Что касается текущего года, то благодаря поддержке Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА и администрации города мы планируем вернуть в Адыгею троллейбус «Мегаполис» с автономным ходом. Он находился у нас в опытной эксплуатации полгода, курсировал в направлении микрорайона Михайлово и пользовался спросом у населения. Теперь стоит задача выкупить его у завода-изготовителя и вернуть на линию. Это обойдется гораздо дешевле, чем покупка нового троллейбуса, который стоит более 12 млн. руб. Кроме того, по программе «Доступная среда» введено в эксплуатацию два новых низкопольных троллейбуса, оборудованных пандусами для передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

— Как правило, в летнее время водители троллейбусного управления уезжали в Москву, Ростов-на-Дону и Краснодар на заработки. Есть опасения, что это произойдет и в текущем году?

— Опасения есть. А потому мы и подготовили в учебном центре 13 новых водителей, хотя раньше выпускали всего по 5-6 человек. Им обещано выплачивать стабильную зарплату, надеемся, что они останутся у нас работать. Хотя раньше многие водители проходили у нас обучение, а потом уезжали трудиться в крупные города, где зарплата гораздо выше. Сегодня средняя заработная плата по предприятию — 13 тысяч рублей, у водителей — более 20 тысяч. Пока мы не можем планировать ее повышение, потому что каждое повышение должно быть сопоставимо с ростом доходов. И если у нас будет позитивная динамика в этом плане, то нам никто не помешает поднять зарплату не только водителям, но и в целом по предприятию.

— Было время, когда троллейбусное управление активно занималось капитальным ремонтом подвижного состава, причем ремонтировало не только свой электротранспорт, но и машины из других регионов. А как обстоит дело с ремонтом троллейбусов сегодня?

— Всего у нас в парке 42 троллейбуса, но устаревшие модели, которые не подлежат восстановлению, мы будем списывать. Другую часть техники мы ремонтируем, но для ремонта не хватает запасных частей и резины. А все эти комплектующие стоят дорого. Действительно, раньше производственные мощности позволяли делать капитальный ремонт на предприятии. Но сегодня нет для этого нужного количества специалистов, да и финансовые средства не позволяют проводить эту работу. Но наша задача — восстановить предприятие в том виде, в котором оно функционировало несколько лет назад. Для этой цели мы реконструируем цеха, принимаем на работу специалистов. Но это дело не одного дня. К сожалению, ремонтниками у нас трудятся в основном люди среднего и пенсионного возраста, молодых среди них нет. Последние предпочитают работу водителями, где зарплата выше.

— Какие же новшества появились на предприятии за последнее время?

— На линию вернули кондукторов. Это важное решение, которое позволит вернуть и выручку, и достоверную статистику нашей работы. Впервые на предприятии заработал интернет-сайт, там мы размещаем наши новости. Сайт будет модернизироваться, в перспективе мы разработаем возможность интерактивного контроля приближения того или иного троллейбуса на линии в общем пользовании. Но уже сегодня все машины обеспечены системой ГЛОНАСС, и диспетчер контролирует выезд и проход контрольных точек троллейбуса, его скорость, а также задержки и простои. С 1 мая текущего года для инвалидов по зрению мы установили на машинах увеличенные указатели маршрутов. Уверен, что предприятие сможет выйти на уровень работы прошлых лет при активной помощи и взаимодействии с администрацией города, отделом городской инфраструктуры.

Владимир Киселев.

Фото Аллы Загуменновой.

15.05.2015 в 22:04