Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Работа в древней технике адыгов  — войлоковалянии заслуженного деятеля искусств Адыгеи Елены Абакумовой номинирована на соискание Государственной премии Республики Адыгея в области изобразительного искусства.

Имя Елены Абакумовой хорошо известно в сфере изобразительного искусства и дизайна. Редкая выставка обходится без ее произведений. Становление всех трех ступеней системы художественного образования в Адыгее также связано с ее именем: начав трудовой путь в общеобразовательной школе, затем  — в республиканской детской школе искусств, она открыла и возглавляла в течение 17 лет отделение живописи в Адыгейском республиканском колледже искусств им.У.Х.Тхабисимова.

В 2002 году она организовала кафедру изобразительного искусства и дизайна Института искусств АГУ, занимаясь как подготовкой педагогических кадров в области изобразительного искусства и бакалавров дизайна, так и воспитанием нового поколения педагогов вуза, многие из которых защитили кандидатские диссертации и стали ее коллегами по кафедре и членами Союза художников России.

Вокруг Елены Абакумовой существует своего рода «творческое поле», в котором стремятся побывать все, кто соприкасался с ней профессионально — коллеги приходят на курсы повышения квалификации с целью освоить то новое, чем увлечена художница сегодня. Импульсом к творческому акту может стать любой незначительный для обычного человека объект, любое событие жизни. Ее вдохновляют любые явления окружающего мира — искусство, человек и его внутренний мир, события нашей изменчивой и насыщенной жизни, природа, прочитанное стихотворение…

В ее произведениях чувствуется восхищение всеми проявлениями жизни, восторженное восприятие красоты мира, оптимизм и жизнелюбие, так необходимые нам сегодня. Заинтересованность всем, что может украсить наш мир, влечет Е.Абакумову к освоению нового и возрождению хорошо забытого старого.

Значительную часть своего творчества художница посвятила гобеленам, выполненным способом ручного ткачества, батику — своего рода искусству росписи по ткани, а также книжной графике. На протяжении всей творческой жизни она остается верной традициям реалистической живописи.

Е.В.Абакумова в своих исследованиях и творческих работах возрождает практически утраченные традиции войлоковаляния. Ее работы из художественного войлока украшают нашу современную жизнь наравне с другими видами прикладного искусства, одухотворяя и «утепляя» современные жилые и общественные интерьеры. В руках художницы шерсть — не просто послушный материал: создание войлочного изделия превратилось в своего рода диалог Художника и Материала. Результаты этого симбиоза всегда по-своему неожиданны и прекрасны. Возродив ремесло валяния войлока, художница придала ему новый статус — ее изделия превратились из мастерски сделанных утилитарных предметов обихода в арт-объекты, имеющие самостоятельную художественную ценность.

Успехи художницы в этом виде творчества подтверждены на Международном конкурсе «Российская неделя искусств» в г.Москве в 2015 году, где Елена Абакумова дважды стала лауреатом в номинации «Войлоковаляние».

Одна из самых масштабных работ художницы в технике мокрого валяния шерсти — воплощение легенды о природных водопадах Руфабго, располагающихся в красивейшем месте близ поселка Хаджох. Полиптих состоит из 6 частей, каждая из которых названа в честь водопадов Руфабго.

Полиптих монументален не только по своим размерам, но и по исполнению. Автор использует гамму приглушенных оттенков, отражающих идею произведения: загадочный, таинственный мир природы Кавказа, породивший фольклорные легенды и мифы. Основой работы стала легенда о злом и свирепом колдуне Руфабго, которого победил человек по имени Хаджох.

Работа построена на контрастах неподвижных больших масс темных камней и динамики подвижных тонких светлых струй воды каждого из водопадов. В этой природе главенствует орел, ассоциирующийся с героем Хаджохом, гордо восседающий на камне — сердце побежденного колдуна Руфабго. Напоминание о девушке-красавице — ласточка, вырвавшаяся на свободу из опасного ущелья. Хранительница легенд и тайн водопадов Руфабго — сова, живущая в пещере Сквозная. Инсталляция в виде высокой динамичной ширмы и два куба-камня создают ощущение стереоскопичности работы, позволяют зрителю ощутить себя частью этой природы. Присев на камни, также выполненные в технике войлоковаляния, можно послушать шум водопадов и вспомнить древнюю легенду о них. Работа выполнена в технике живописного войлока, что является новаторской находкой автора, трансформировавшего традиционные принципы трудоемкого мокрого валяния шерсти. Именно с этой работой автор стал лауреатом республиканского конкурса произведений профессионального изобразительного искусства «Моя Адыгея» в номинации «Декоративно-прикладное искусство», приуроченного к 

20-летию Адыгеи, лауреатом Х Межрегионального профессионального конкурса произведений искусства в Краснодаре в 2011 году. Работа была представлена на персональной выставке художницы в Апшеронске, а также в творческом объединении «Ошад» в Майкопе в день празднования адыгейского Нового года.

Как педагог Е.В.Абакумова щедро делится своими знаниями и опытом с коллегами. На базе кафедры изобразительного искусства и дизайна проведены курсы повышения квалификации для преподавателей АРКИ им.У.Х.Тхабисимова, МГГТК АГУ, детских школ искусств и детской художественной школы. Искусство войлоковаляния возрождается в РА в квалификационных работах выпускников АГУ М.Гучевой, С.Казановой, А.Немчинской, А.Абакумовой, А.Козьменко. Статьи по возрождению искусства войлоковаляния напечатаны в ведущих научных изданиях России.

Вся творческая, научная и просветительская деятельность Елены Абакумовой направлена на возрождение и адаптацию к современности древнего искусства и заслуживает выдвижения на соискание Государственной премии Республики Адыгея в области изобразительного искусства.

Светлана Хватова, профессор Института искусств АГУ.

21.05.2015 в 23:06

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.