Синдром воинствующего Интернета
Безопасность от терроризма и экстремизма зависит от внимания людей.
В прокуратуре Адыгеи на очередной пресс-конференции для республиканских СМИ обсудили вопросы противодействия терроризму и возможным проявлениям экстремистской деятельности, в том числе в молодежной среде. На самом деле тема достаточно острая, и, как оказалось, пристальное внимание к ней может эту безопасность если не гарантировать, то в какой-то мере обеспечить. Почему лишь в определенной мере?
В разговоре с региональной прессой приняли участие помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности Сергей Швецов и старший помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Елена Алексейцева.
В Адыгее сегодня проживают представители 108 национальностей. Как отмечают аналитики, в современных международных условиях, включая экономические проблемы и тотальное информационное воздействие сети Интернет, а также доступность всевозможной информации и литературы, сохранять стабильность в обществе сложно.
Противостояние информации
Как говорят правоохранники, главное — бдительность и оценка факторов пропаганды, рассчитанной на «промывку мозгов», в особенности у молодежи, через социальные сети Интернета. Постоянный мониторинг ситуации и анализ общественных взаимоотношений, которые ведут специалисты в правоохранительных структурах, дает основание систематизировать факты.
В Адыгее к вопросам межнациональных взаимоотношений власти традиционно относятся с особым вниманием. Опыт в межконфессиональной и межэтнической работе в республике накоплен. Приоритет толерантности в отношениях между диаспорами разных национальностей выстроен. Но свое влияние на эти процессы оказывают сегодня внутренняя и внешняя миграция, экономика региона и мировое информационное пространство, от которого невозможно быть отстраненным.
Как отметил Сергей Швецов, анализ и обсуждение данных экстремистской и антитеррористической направленности, собранных в результате мониторинга, проводился на координационном и двух межведомственных совещаниях с участием руководителей всех правоохранительных органов по итогам работы за 2014 год. Решение потенциальных проблем является основной задачей межведомственной рабочей группы при прокуратуре республики по вопросам противодействия терроризму и экстремистской деятельности. Факторы, которые могут влиять на внутреннюю обстановку, в регионе минимизированы.
Благодаря четкой скоординированной работе правоохранительных органов и власти в регулировании межэтнических вопросов Адыгея не относится к числу субъектов, где проявления националистических и сепаратистских настроений в межнациональной среде особо актуальны. В республике в течение нескольких лет не зарегистрировано уголовных преступлений, совершенных на межнациональной почве, террористических актов. Однако даже выработанная в республике система навыков и действий не может гарантировать исключение деструктивных воздействий извне. Именно поэтому конфликты на бытовой почве часто выдаются заинтересованными людьми за межнациональные. Цель — привлечь внимание, способ — намеренное искажение фактов, усиливающее эмоциональную реакцию на события.
— На основании материалов МВД по Адыгее, в текущем году в отношении семи лиц возбуждены дела об административных правонарушениях — за пропаганду или публичное демонстрирование нацистской атрибутики либо символики. Суды признали их виновными. Наказание — штрафные санкции, — рассказал «СА» Сергей Швецов.
По словам сотрудников республиканской прокуратуры, факты воспринимаются особенно остро в год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, но остаются актуальными всегда.
Теучежской межрайонной прокуратурой на основании материалов Управления ФСБ России по РА в текущем году в отношении трех лиц возбуждены также дела об административных правонарушениях — за хранение экстремистской литературы с целью массового распространения. Теучежский районный суд признал всех троих виновными, с них в административном порядке взыскали штрафы.
— Управлением ФСБ России по Адыгее в 2015 году возбуждены уголовные дела в отношении трех лиц по признакам преступления, которое Уголовный кодекс РФ трактует как участие в незаконных вооруженных формированиях, — рассказал Швецов.
Как пояснили в прокуратуре, по оперативным данным, все трое находятся на территории Сирийской Арабской Республики и принимают участие в незаконном вооруженном формировании вопреки интересам России.
По словам Швецова, в других субъектах РФ, в частности в Дагестане, возбуждались аналогичные уголовные дела после того, как участники таких формирований возвращались на территорию РФ. В том числе эти лица дали информацию и о том, что видели среди участников НВФ в Сирии представителей из Адыгеи. Были проведены соответствующие мероприятия, включая опознание людей, на основании этих фактов уголовные дела возбудили в Адыгее. Один из них — житель города Майкопа, второй — Гиагинского района. Третий — уроженец Чеченской Республики, в Адыгее он учился медицине в вузе, сейчас, по имеющейся информации, оказывает медпомощь в незаконном вооруженном формировании.
Аналитики не без основания полагают, что подобные факты практически невозможны без влияния приверженцев радикальных взглядов в исламе. У Адыгеи свой сложившийся менталитет. Местные жители не придерживаются радикальных религиозных течений. Это свойственно и мусульманским, и христианским верующим. Тем не менее, по словам Швецова, в последнее время в республике отмечаются факты, когда люди в зрелом возрасте, от 30 лет и старше, переориентируются в фундаментальный ислам.
В Гиагинском районе местный житель, осетин по национальности, исповедовал христианство в течение жизни, во всяком случае, по словам местных жителей, он посещал православную церковь. Однако с некоторых пор стал приверженцем крайних взглядов, принял ислам и выехал из Адыгеи в другую страну. Он оставил семью, отказавшуюся выехать вместе с ним.
— В таких случаях, когда люди попадают под воздействие радикальной веры, они демонстративно уничтожают все свои гражданские документы, заграничный паспорт, как бы сжигая за собой мосты, — возврата нет. Если с приверженцем новой веры выезжает семья, то также остается в другом мире навсегда — из таких государств вернуться на родину практически невозможно, семью не выпустят ни при каких условиях, — рассказал Сергей Швецов.
— Иногда под видом, например, занятий в спортивной секции с помощью пропаганды люди с иными взглядами пытаются воздействовать на молодых людей и даже подростков. В Красногвардейском районе был зарегистрирован факт, когда под видом спортивной борьбы проводились совсем иные мероприятия. На самом деле самое страшное, что подростки, попав в такую «спортивную» среду могут даже не понять, что с ними происходит, что им прививают, — говорит Елена Алексейцева.
В 2013 году в поселке Яблоновском жители Дагестана, приехавшие в Адыгею как трудовые мигранты, организовали молельную комнату, пытаясь привлечь людей к новому течению в исламе. Факт был установлен, их действия пресекли правоохранительные структуры.
— Кроме того, по факту размещения в Интернете экстремистской статьи «Молчание ягнят» руководителем республиканского отделения Всероссийского общества охраны природы Валерием Бринихом Следственным управлением СКР по Адыгее возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 282 УК РФ — организация экстремистского сообщества. Сейчас еще идет расследование, в рамках которого предпринимаются и другие меры, — рассказал Швецов.
Целевые финансы
— В Адыгее разработаны и применяются семь государственных и ведомственных программ, которыми предусмотрены мероприятия по предупреждению проявлений экстремизма, задачи антитеррористической деятельности в муниципальных образованиях. Общий объем финансирования программ составляет более 29,7 млн. рублей, — говорит Швецов.
Прокуратура Адыгеи совместно с Управлением государственного финансового контроля республики провела проверку эффективности и целевого расходования денежных средств по госпрограмме «Укрепление межнациональных отношений и патриотическое воспитание» на 2014—2018 годы. Как оказалось, требования федерального законодательства и финансовой дисциплины реализаторы программы исполняют не всегда. Внесено семь актов прокурорского реагирования, виновные привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Об установленных нарушениях проинформирован Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов, возглавляющий Антитеррористическую комиссию региона.
Кроме того, прокуроры городов и районов республики выявили отсутствие финансирования по 20 (!) муниципальным программам профилактики терроризма и экстремистской деятельности. Как следствие, отсутствовала и работа в муниципалитетах.
— По результатам проверок 23 чиновника были привлечены к дисциплинарной ответственности. Проверялась и работа постоянно действующих групп, которые были созданы в министерствах и ведомствах республики по решению Антитеррористической комиссии Адыгеи в 2009 году. Нарушения закона допускали региональные Министерства культуры, здравоохранения, Комитет РА по туризму и курортам, Управление Роспотребнадзора по РА.
Елена Космачёва.
Кстати
С начала 2015 года в Адыгее проведено на 41,5% больше проверок, контролирующих исполнение федерального и регионального законодательства о противодействии экстремизму и терроризму. Проверки выявили на 5,7% больше нарушений закона в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. Внесено 460 актов прокурорского реагирования по устранению нарушений, в 2014 году их было только 37.
Вчера в редакции «СА» состоялся актуальный разговор с участием представителей Комитета РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ, а также широкой общественности по теме экстремизма. Подробности будут опубликованы в «СА».
Роскомнадзор разъяснил, что считать пропагандой нацизма
Демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не является нарушением законодательства, заявили в Роскомнадзоре. Так, накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне по телеканалам и в печатных СМИ могли попадаться изображения времен тех лет.
Роскомнадзор основывается в своем утверждении на специальном исследовании текста закона «О противодействии экстремистской деятельности». По данным экспертов, в законе понятия «пропаганда» и «публичное демонстрирование» разделены союзом «и». Это дает право трактовать формулировку закона так: само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма.
Поэтому появление нацистской символики в исторических, научных трудах и фильмах признается допустимым. Но нарушением закона считается ее использование для оскорбления советского народа и памяти о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства, оправдания военных преступлений фашистов, подчеркнули в Роскомнадзоре.
Ранее замглавы Минкомсвязи Алексей Волин говорил о том, что тотальный запрет на любые изображения символики времен нацистской Германии в итоге может нанести ущерб научным, историческим и образовательным материалам.