Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

«Ребят, знаю что звучит странно… Я пока нахожусь в поиске себя. Моя проблема в том что я уже несколько дней мучаюсь вопросом — панк или гот… И те и другие для меня близки… Ребята, прошу вас мне нужна ваша поддержка, помогите мне сделать трудный выбор» — такой вот вопрос задала девушка Юля в соцсетях (тексты и орфография в цитатах сохранены).

Участников из Адыгеи в подобных обсуждениях на этом сайте достаточно. С одной стороны, это удивляет. Молодых людей, явно выделяющихся из толпы прохожих или пытающихся себя подать в альтернативу «белым воротничкам» своего возраста, вроде не заметно, но где-то внутри Майкопа они есть. 

Пароль и логин

«Это не обьесть почувствуй сама что тебе ближе и выбери это не профессия а призвание так что просто почувствуй», — отвечает Юле некто Ворон.

Пытаться цитировать «общение» с сайта почти невозможно. Перебор с неформальной лексикой получается. Что находит свое подтверждение:

«Неформалы {перечисление}

10% подозрительных аккаунтов было удалено из группы, из-за не нужной рекламы это примерно 5,300 человек удалено было», — пишет модератор. 

— Уже можно открывать шампанское? — поддерживает разговор Джон.

— Ну, се глав сотонистов выкинули, — вторит некто под ником «Несущий хаос».

Почему-то есть уверенность, что родители на такие сайты не заглядывают: «Фу-у!» — их единственная реакция. Точку зрения взрослых можно понять. Но вопрос — не ложная ли она? Если это есть, и уже очень давно, стоит вникнуть в суть вещей. 

— Мой сын однозначно не может такого писать в Интернете, он не так воспитан и вполне нормальный, — говорит отец 16-летнего подростка Сергей.

По мнению педагога-психолога Маргариты Ивченко, что творится в душе ребенка, вступившего в пубертатный период, с помощью наводящих вопросов родители еще могут догадаться. Но влезть в его голову очень сложно, а все неформальные контакты он хранит там. 

Прецеденты, когда неформальные увлечения молодых людей оканчивались трагедией, в Майкопе и в Адыгее были. Большая часть одноклассников этих ребят, их учителя и родители в один голос твердили: в поведении и общении никаких отклонений парни не проявляли. И лишь некоторые сверстники вспомнили, что «иногда он говорил о мистике, фатальности, которой управляет рок», или «он слушал какую-то музыку, перестал общаться в школе, даже с близкими друзьями ему было не по себе». 

«Узнай, как будет называться твоя Эмо-группа», — предлагают источники на сайте. Дальше идет классификация: первое слово — выбирай по первой букве твоего имени, второе слово — по первой букве фамилии, третье — по цифре дня рождения. Колонки названий по буквам и цифрам прилагаются. Получается что-то вроде «Слезы потерянной привязанности», «Дождь растерзанной пустоты» и пр. 

— Далеко не факт, что они глупы и невоспитанны, плохо учатся, много пропускают. Могут круто одеваться — то есть не так, как все, а с затеями. Это если есть деньги. А в большинстве они обычные ребята, по внешнему виду в школе или колледже и не скажешь, с какой группой они общаются в сетях. Но там сидят многие, думаю, в 16-17 лет — почти все, — говорит студент одного из майкопских колледжей Артем. 

Готический смысл — загадка

На сайте размещен онлайн-опрос, в котором уже больше 1,2 тыс. голосов. Выясняют, к какой ориентации относятся участники. Верить этим данным нельзя. Предположим с долей уверенности, что голоса выставляются по принципу — дай-ка на эту кнопку нажму. Но информация наводит на мысли: молодые люди часто выдают за действительное то, что становится предметом обсуждения в их кругу. 

— Проблема в том, что в школах лишь с недавнего времени введены прикладные анонимные тесты, и то лишь на употребление наркотиков, отношение к алкоголю. Социальная ориентация школьников на общественные группы — неформальные — не тестируется, а это становится важным, для них в первую очередь, поскольку в Интернете доступен огромный объем самой разной информации, — говорит психолог.

По данным молодежных источников, в Адыгее есть те, кто относит себя к группе готов, но это не настоящая субкультура, а лишь попытка ей следовать. Из самой субкультуры, которая основана на наследии Средневековья, взяты мрачность, увлечение мистикой, разговоры о том, что настоящая жизнь наступит после смерти. 

— Готы на самом деле должны быть образованными, начитанными, высокоинтеллектуальными людьми. Но то, что я видел, было похоже на игру по типу старого фильма «Горец», сюжет которого вроде бы основан на древних ирландских легендах, а на самом деле — вымысел. По жанру он является фантастикой, вселенная «Горца» придумана авторами. По-моему, ребята просто делали вид, что увлекаются оккультизмом, но им явно не хватало в повседневной обыденной жизни таких вещей, как сила справедливости, твердость характера, умение побеждать. Мир сейчас слишком прагматичен, не все могут с этим внутренне справляться, — говорит бывший гот «Самум». 

Тем не менее с некоторых пор в Майкопе появились молодые люди с черной лентой или нитью на запястье и появились новые вопросы — кто они, чем живут?

По словам студентов, есть только разговоры о каком-то неформальном объединении. Идея также появилась из Инета, и кто-то взял ее на вооружение. Возможно, появился лидер, контролирующий увлечение со стороны. Эти люди также подвержены увлечению мистицизмом и оккультизмом. Как говорят специалисты, группа, трактовавшая свою приверженность к сатанизму, в России появилась в середине 90-х годов, в Адыгее — в 1999 году, но быстро распалась, поскольку трагедия среди ее участников и последовавшее возбуждение уголовного дела связали лидерам руки. По недостоверной информации, руководители группы приезжали в Адыгею из Краснодарского края. Вполне вероятно, что сейчас появилось аналогичное увлечение с новой трактовкой оккультных и влияющих на мозги отдельных людей принципов.

— Черная нитка на запястье руки? Это значит, что человек верит во всякую чушь, легко внушаем и управляем простым внушением. Он ведется на малопонятные и высокопарные слова. Еще это значит, что он готов выкинуть энную сумму денег, плохо понимая зачем. Им можно манипулировать. Не менее эффективно и то, чем же им манипулируют те, кто убеждает его в действенности и эффективности группы, в которую он втянут. Вероятно, в семье поддерживается атмосфера суеверий и примет. Соответственно, на этих суевериях и приметах можно играть, чтобы добиваться от него того, чего хочет более сильный сторонник или вожак группы. Никаких физических, духовных или иных значений нитки на запястьях не имеют, кроме зомбирования или самозомбирования, — говорит психолог-практик.

Пытаться найти их места обитания сложно. Обычно дислокация таких групп постоянно меняется, в общественных местах отдыха они бывают редко. 

— Да у них просто другие интересы! В горпарке по вечерам они «не торчат», что им там делать? А в местные кафе и кинозалы нормальные люди давно уже не ходят — отстой. Есть какие-то места, иногда за городом, в частном секторе, где собираются люди, близкие по духу, так скажем, а что такого? — поделился мнением Артем.

«Такого» много: деструктивное влияние на личность, навязывание демонических принципов, манипулирование сознанием с помощью тренингов и психических техник. Какими они бывают, расскажем в одном из следующих номеров «СА».

Елена Космачева

Субкультурное разнообразие 

Молодежные субкультуры и движения объединяют группы подростков, имеющих свои общепринятые символы, язык общения, атрибуты и ритуалы. Именно наличие этих составляющих представляет собой суть подростковых объединений. 

Из определения субкультуры следует, что это особая сфера, имеющая отличимые ценности, нормы морали и традиции, а также скрытые от общественности убеждения, которые беспрекословно должны соблюдать все ее сторонники. В основном молодежная субкультура переходит в идейное понятие, несравнимое с относящейся к ней культуре. Ее поклонники демонстрируют единство через отличимый стиль одежды, поведение, а также символику. Можно выделить следующие субкультуры.

Хипстеры — субкультура сформировалась среди поклонников джазовой музыки. Ее сторонники активно интересуются зарубежным искусством и культурой, артхаусом и современной литературой. 

Рейверы — субкультура основана на любителях ночных вечеринок, драйве танцевальной музыки и безграничных развлечений. Рейверы, т.е. тусовщики, люди, увлеченные клубной жизнью, зажигающие своим присутствием танцполы, не знающие другой жизни, кроме вечеринок. 

Риветхеды — сторонники движения, по своей сути, неординарные люди. Они видят красоту там, где обычный человек наблюдает лишь страдания и разрушения. Собственная атрибутика в виде респираторов или сварочных очков позволяет сторонникам неординарно выделяться в толпе.

Металлисты — данная субкультура сосредоточена вокруг сопутствующей музыки, пропагандирующей независимость и уверенность в себе. 

Эмо — субкультура, имеющая не только свой стиль, но и мировоззрение, которые должны неуклонно соблюдать все ее сторонники. 

Трейсеры — движение, основанное на спортивно-экстремальном увлечении подростков. В основу его формирования легли боевые искусства, акробатика и скалолазание. 

Ультрас — молодежное движение, активно поддерживающее спортивные команды.

Фурри — движение, объединяющее любителей анимации, стремящихся к перевоплощению в образы животных. 

Яппи — молодежное движение, направленное на успешное формирование личности и активного делового образа жизни. 

Считать принадлежность подростка к какому-либо течению клеймом на всю жизнь не стоит. Поскольку это убеждение может перерасти за рамки общественности и станет настолько привычным, что в дальнейшем будет трудно разубедить его в обратном. Главное, чтобы чрезмерное увлечение субкультурой не вышло за грани дозволенного.

30.05.2015 в 00:26

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.