Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Министерство спорта собирается регулировать не только квоты на легионеров в российских командах, но и численность иностранных специалистов в индивидуальных видах спорта.

В истории с «Законом о легионерах», который в конце апреля уже был принят Госдумой РФ в первом чтении, намедни появился новый поворот. Правительство России неожиданно рекомендовало законодателям распространить этот документ не только на командные виды спорта, как планировалось поначалу, но и на всю спортивную сферу страны.

Теоретически это может существенно осложнить жизнь более чем двум сотням иностранцев, которые в последние годы были привлечены в сборные России по индивидуальным видам спорта и в качестве личных наставников наших спортсменов.

Напомним, что идея принятия поправок к различным законодательным актам, которые для простоты принято именовать «Законом о легионерах», появилась в качестве реакции на проблемы с формированием футбольной сборной страны. Есть мнение, что, если уменьшить «засилие низкосортных иностранных игроков в российских клубах», существенно расширится число кандидатов в национальную команду. Произойдет ли подобное в действительности — другой вопрос. Но проект ограничения расходов российских клубов на иностранную «рабочую силу», независимо от источников их финансирования, в начале весны упал на благодатную почву. В том числе благодаря новой геополитической ситуации.

Вместе с футболом проектом нового закона зацепило и другие командные игровые виды спорта, и не только спортсменов, но и тренеров-иностранцев, а также «прочих специалистов». Хотя, скажем, в хоккее на траве проблем с легионерами, а тем более с иностранными наставниками, у нас не было отродясь. Теперь же дело принимает еще более интересный оборот. Ведь в индивидуальных видах спорта зарубежные специалисты работают главным образом со сборными России. Более того, их контракты в основном финансируются ОКР, и делается это для повышения конкурентоспособности наших олимпийцев на международной арене. Получается, что эффект от принятия закона может оказаться прямо противоположным первоначальным замыслам.

Само собой, многое будет зависеть от того, как новый закон начнет воплощаться в жизнь. В частности, каким окажется конкретный список должностей, попадающих под квоты, и каким будет размер этих самых квот. Если, скажем, в том же хоккее на траве российские клубы получат возможность пригласить сто зарубежных главных тренеров, этот лимит не будет выбран до конца века. Однако сам факт, что у нашего государства теперь появится теоретическая возможность вообще закрыть отечественный спорт для иностранных игроков и наставников, сулит, мягко говоря, неоднозначные перспективы. Тем более что лимиты в отношении «чужаков» будут устанавливать не федерации и профессиональные лиги, а Минспорта.

— Лимиты коснутся только спортивных работников и специалистов, непосредственно связанных с подготовкой сборных команд, — объяснила заместитель Министра спорта Наталья Паршикова. — К ним относится весь тренерский состав, специалисты, которые работают со спортсменами индивидуально, а также технический персонал. Повара или, скажем, уборщики идут по другой квоте, которая утверждается Правительством отдельно. Последняя составляет 25 процентов, и никаких изменений здесь не планируется.

— Но если, условно говоря, в нашу лыжную сборную нужен будет сервисмен, то отныне приступить к работе он сможет только после утверждения в Минспорта?

— Нас, прежде всего, беспокоит количество игроков, которое будет включено в клубные команды. Но мы не можем выделять только спортсменов. Специалисты, которые работают с ними, также отнесены к субъектам физической культуры. Нельзя для одной части ввести норму, а для другой — нет. Что касается согласования конкретной кандидатуры, например того же сервисмена, то этот порядок будет разрабатываться с учетом мнения федераций и спортивных лиг. Данный закон не должен усложнять тренировочный процесс. Все это делается для урегулирования отношений в сфере спорта. Те виды, в которых давно отработано привлечение иностранных специалистов, не пострадают. Наоборот, нам важно, чтобы наши специалисты перенимали опыт у зарубежных.

— Можно ли, чисто гипотетически, предположить ситуацию, когда частный клуб договаривается с иностранным тренером, а затем Минспорта по каким-то причинам не утверждает этого специалиста?

— Говорить о частном случае, которого нет, очень сложно. Причины и примеры того, в каких случаях иностранному специалисту может быть дан отказ, будут прописаны в соответствующих документах. Пока их нет.

— Сколько времени требуется, чтобы новые поправки к «Закону о легионерах» были утверждены окончательно?

— Это в компетенции Госдумы. Мы просим принять их в нынешнюю, весеннюю сессию. Насколько я помню, она длится до начала июля. Затем закон попадет в Совет Федерации, и если там его одобрят, то он направится к Президенту. Как только Президент его подписывает, он вступает в силу. Затем мы разрабатываем порядок его применения.

— Тема лимитов правильная, и лично я ее полностью поддерживаю, — высказал свое мнение Дмитрий Свищев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по физкультуре и спорту, а также президент федерации керлинга. — Никакой проблемы в том, чтобы согласовывать зарубежных специалистов с Минспорта, не вижу. Процесс приглашения иностранцев в подобном ключе шел давно. Другое дело, что теперь все будет происходить в рамках законодательства.

Ибрагим Чич

01.06.2015 в 15:39