Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Как научиться контролировать свое внутреннее состояние и избавиться от навязчивых мыслей.

В Адлере прошел семинар «География меня», в котором довелось и мне принять участие. Его провел мастер Юрий Менячихин, который имеет большой опыт работы с психологическими состояниями человека. Юрий занимался практиками дзен-буддизма более десяти лет, неоднократно проходил ритриты (практики уединения) в Индии. Помимо духовного опыта, Юрий обладает соответствующими знаниями и в области психологии — он окончил психологический факультет университета.

Юрий Менячихин проводит семинары, сатсанги и ритриты в различных городах России, Украины и Белоруссии, Европы и США. В семинаре приняли участие более 30 человек. Помимо россиян, участниками семинара были представители Великобритании и США.

На семинар приехали с самыми различными проблемами. Причем эти проблемы были и у успешных людей. Например, у актера театра «На Таганке» не складывались отношения с отцом, который не принимал профессионального выбора сына. Он мечтал увидеть его бизнесменом, преемником своего дела. У бизнесмена из Великобритании вызывали панику и тревогу отношения с деловыми партнерами. Ему казалось, его хотят обмануть, отнять бизнес. Дама солидных лет из Калифорнии долгие годы не могла установить теплых отношений со своей матерью. Они не общались друг с другом. Как преодолеть психологические проблемы и жить в гармонии с собой и окружающим миром — об этом и шла речь на семинаре.

Чтобы выявить причину психологического дискомфорта, необходимо определить ее источник. По словам Юрия Менячихина, большинство наших психологических проблем связано с детскими травмами. Так, проблемы с родителями в детстве проецируются на взрослую жизнь, поскольку модель отношений с родителями ребенок переносит на окружающий мир. Для иллюстрации этой закономерности Юрий привел в пример маленького мальчика. Каждое утро родители отводили его в детский сад, который находился внутри жилого комплекса, где проживала семья. Мать, возвращаясь с работы, сначала шла домой. Когда зажигался свет в окнах квартиры, ребенок понимал, что родители уже дома, а его из сада до сих пор не забрали. В результате у него формировалось чувство покинутости, ненужности, которые в дальнейшем определили его взаимоотношения с людьми.

На семинаре Юрий Менячихин продемонстрировал различные техники работы с внутренними состояниями человека: что нужно делать, когда испытываешь чувство вины, агрессии, тревоги, отверженности. Участники семинара сами получили возможность выполнить эти упражнения, помогающие успокоиться, освободиться от навязчивых мыслей — в общем, достичь гармонии. В частности, для успокоения ума он предложил конкретную практику — дыхательную гимнастику: необходимо считать выдохи от 1 до 10, как бы созерцая дыхание, человек при этом успокаивается, отвлекаясь от гложущих его мыслей и проблем.

Успокоившись, необходимо обратить внимание на возникающие воспоминания, мечты, представления. На следующем этапе практикующий закрывает глаза, т.е. выключает зрительные каналы, и переключается на внутреннее созерцание. При этом необходимо осознать и классифицировать возникающие образы и мысли. Человек начинает замечать, на что он отвлекается.

Через какое-то время становится понятно, что конкретные образы и мысли были чем-то вызваны. Например, человеку стало скучно, поэтому мысли предлагают что-то в качестве развлечения. Отмечаем, что же именно предлагает сознание для развлечения. Например, появляется новый образ, который связан с чувственным удовольствием (например, вызванное вкусной едой). Следующий образ может быть связан со страхом, представлением о «страшных» ситуациях в будущем. И вы думаете о том, что попадаете в какую-то неприятную ситуацию, связанную со здоровьем. Отмечаете, что вас тревожит — страх за здоровье.

Постепенно образы начинают повторяться, тогда определяется то, что наиболее важно. Таким образом, определив, что занимает ваши мысли, сознание, своего рода внутреннее пространство, этот процесс можно контролировать. То есть выявлять образы, которые приносят дискомфорт, и образы, вызывающие состояние гармонии. Проще говоря, необходимо контролировать свои мысли, настраиваясь на позитив.

Если этого не делать, то в голове начинает прокручиваться определенный сюжет развития событий. Например, я заболел, сейчас я пойду куплю лекарства, приму их, они не помогут, мне станет хуже и т.д. Вот такие мысли необходимо сразу отметать, то есть выявлять первопричину, почему это случилось, и переключаться на нечто позитивное, а не зацикливаться на болезни.

Как отметил Юрий Менячихин, если не классифицировать мысли, в голове возникает сплошной хаос. Неиссякаемым потоком головной мозг рисует образы, формирует фантазии и представления. Когда их классифицируешь, то с ними словно заключаешь некий договор — я вас не игнорирую совсем, я вижу, что вы есть. Но одновременно на всех не зацикливаешься.

Конечно, для того чтобы эффективно работать с мыслями, по словам мастера, необходима практика. За 10—12 часов активного общения, наблюдения каких либо образов-мыслей через 5 органов восприятия поступает много информации. И за один час работы с мыслями этот поток не перебивается. Этому процессу желательно посвятить несколько дней, например выходные.

— Представьте, — говорит Юрий. — Вы сидите в совершенно закрытом пространстве и целыми днями прокручиваете один и тот же образ. В какой-то момент возникает вопрос: а зачем я это делаю, если выходить из комнаты никуда не собираюсь. Мысли-образы начинают обесцениваться. И как раз их классификация позволяет ускорить этот процесс, то есть выкинуть из головы то, что тебе не дает покоя, тревожит.

Суть практики — разобраться, как работает внимание. «Когда ты сидишь и наблюдаешь за своим вниманием, то ты ясно осознаешь, что оно само направляется к холодильнику, потом к телефону, потом к каким-то своим проблемам относительно здоровья и т.д., то есть ты его не контролируешь, оно существует как бы само по себе. А когда ты начинаешь им управлять, то получается следующее: оно говорит: давай обсудим планы на завтра, а ты ему — нет. Потом оно опять тебе что-то предлагает обдумать и сделать, например, управлять состоянием, преодолевать страх, скуку, панику и т.д. Но что бы тебе ни предлагалось в ответ, ты должен говорить — нет.

Научившись говорить «нет», вы увидите, как работает ваше внимание — все время «крутит» одни и те же навязчивые образы-мысли. У вас возникнет желание остановить этот процесс. Так постепенно появляется закономерный вопрос: для чего я крутил в голове все эти мысли?

Владимир Киселев

01.06.2015 в 15:56
Возрастная категория материалов: 16+