Брестская крепость — крепость-герой
Из воспоминаний участника обороны Брестской крепости Мухарбия Схатума.
После окончания Адыгейского педагогического техникума (находился в Краснодаре) в 1938 году я и мои друзья Юсуф Схаляхо и Челомет Дербок были направлены на преподавательскую работу в Чечено-Ингушетию. А в феврале 1940 года нас призвали на действительную военную службу, направили в город Брест.
В начале мая 1941 года части нашей дивизии были переведены в летние лагеря. В крепости оставались мелкие подразделения из разных частей.
Крепость спала мирным спокойным сном в предвкушении выходного дня с футбольным матчем. А в 4 часа утра началось — гитлеровцы открыли ураганный артиллерийский и минометный огонь, началась бомбежка.
Военные побежали в свои штабы, чтобы позвонить вышестоящим командирам, но телефоны молчали. Как выяснилось позднее, ночью гитлеровцы выбросили на Брест десант, диверсанты перерезали телефонные провода, а радиосвязи в нашей армии тогда еще не было.
Многие бойцы и командиры погибли в первые минуты нападения гитлеровцев. Переодетые в нашу форму, немецкие диверсанты сеяли панику, появляясь то там то тут, расстреливая в упор наших бойцов и командиров.
Централизованного штаба обороны крепости не было. Оборонялись от наступающего врага мелкими группами. Все ждали, что вернутся основные силы Брестской крепости и дадут отпор врагу. Никто не знал, что силы ее уже были отрезаны обошедшими крепость гитлеровцами, и продолжали отбиваться от нападающего врага.
Немцы захватили уже почти всю территорию крепости. У врага появились первые пленные. Фашисты предлагали капитуляцию и бойцам, и командирам. Но в ответ раздавались выстрелы, кстати, все реже и реже — надо было экономить патроны.
В ночь с 25 на 26 июня, когда огонь со стороны гитлеровцев немного стих, мы решили прорываться сквозь кольцо фашистского окружения. Группу в 50 человек возглавлял мой земляк лейтенант Аюб Басте. Мы удачно проскочили через ворота крепости. Но гитлеровцы все время бросали осветительные ракеты и заметили нас. Начался ожесточенный бой, в ходе которого мы медленно отходили от крепости. Раненых немцы тут же брали в плен. От нашей группы осталось 10—15 человек, которым удалось оторваться от гитлеровцев. Ночами мы шли на восток в надежде соединиться с основными силами Брестской крепости. Но они отступали и отступали на восток под натиском хорошо вооруженного и обученного ведению боевых действий врага. В районе города Кобрин наша небольшая группа влилась в отступающую военную часть.
О том, что Брестская крепость держалась без всякого подкрепления 32 дня, я узнал гораздо позже, когда наши войска в 1944 году освободили эти места.
В 1943 году я был зачислен в десантные войска. Участвовал во многих десантных операциях в тылу врага.
Последний день войны для меня пришел 12 мая 1945 года, когда наша десантная группа соединилась с дивизией американских войск.
После войны прослужил в десантных войсках 18 лет. Был на должностях командира взвода, роты, начальника разведки.
По возвращении в Майкоп работал начальником отдела кадров на авторемонтном заводе.
Аслан Чиназиров