Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага: терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь к Отечеству.

Этот рассказ — о полковнике Чатибе Хаджимусовиче Чундышко, который проработал четверть века в отделе КГБ в Майкопе.

Чатиб родился в ауле Понежукай, вырос в многодетной крестьянской семье. Богатство крестьянина — его земля. Истину эту Чатиб узнал не из книг, а от отца. Сердцем постиг крестьянский сын и профессию защитника Родины. Он начал службу курсантом Подольского пехотного училища.

Однажды «красных юнкеров» подняли по тревоге. Зачитали приказ о направлении на фронт: по Варшавскому шоссе от Рославля в направлении Юхнова двигалась крупная колонна танков и мотопехоты противника. Всего в 200 километрах от Москвы. Здесь и пролег первый фронтовой рубеж подольских курсантов.

Чатиб понимал: если на фронт посылают курсантов, значит, там особенно тяжело. Уходили из училища последние автомашины. Они были переполнены. В кузовах, загруженных снарядами, плотно, один к другому, сидели курсанты.

Когда прибыли в Ильинское, узнали: возле Юхнова находится скопление немецких танков. Прекратились шутки и смех. Ребята на глазах повзрослели. В душах закипал гнев, обжигала боль за погибших соотечественников, крепло желание отомстить за них, отстоять Москву.

Они заняли оборону на Ильинском рубеже Малоярославецкого направления и дрались самоотверженно. Чатиб Чундышко был заместителем командира стрелковой роты. Под его командованием курсанты подбили 14 танков. Но это было лишь начало. Бомбардировщики врага образовали в небе круг и один за другим пикировали, сбрасывая бомбы на курсантские окопы. Земля дрожала от взрывов. Подразделения несли огромные потери. Когда заходило солнце, хоронили погибших от вражеской бомбежки. Над курсантами нависла угроза окружения. Чатиб Чундышко собрал своих сокурсников и сказал: «Пойдем в контратаку!»

Отважные курсанты ворвались в ряды противника, штыками прокладывая себе путь во вражеской обороне. Отбив первую линию, закрепились на ней и отразили семь новых фашистских атак. Всякий раз доходило до рукопашной. С каждым днем все тяжелее становились бои. Росли потери. Помогали отличная слаженность орудийных расчетов и беспредельная отвага курсантов.

— Фашисты оттеснили нас от Варшавского шоссе к лесу, — вспоминает ветеран боев на Ильинском рубеже, боевой товарищ Чатиба Николай Меркулов. — Мы вели по врагу ожесточенный огонь. И чтобы усилить его эффективность, решили занять более выгодные позиции. Пробежав метров тридцать, я провалился в канаву. Это был ход сообщения, который привел меня в землянку. В ней лежали ящики со снарядами. Значит, рядом должно быть и орудие. Огляделся и, действительно, метрах в шести справа увидел пушку. Вокруг нее разбросаны стреляные гильзы. Расчета не было. Фашисты заметили меня и открыли огонь по дверному проему землянки.

Много лет спустя встретились ветераны боев на Варшавском шоссе. Вспоминали тот эпизод — стрельбу из орудия по вражеским танкам.

— Чатиб появлялся там, где было трудно, у него просто какое-то чутье было, где именно нужна помощь, — вспоминает другой курсант Иван Стрельбицкий.

Взятые ночью пленные немцы рассказали о потрясении в их части, произведенном неожиданным артогнем, о большом числе раненых, контуженых и убитых гитлеровцев.

Утром позиции курсантов снова окутал пороховой дым. Позицию роты атаковал полк дивизии СС. Эсэсовцы шли в полный рост, прижимая к животам автоматы. Самонадеянные, опьяненные близостью решающего успеха, они явно не верили в возможность сопротивления. Выждав момент, лейтенант Чундышко поднял курсантов в рукопашный бой. В ход пошли штыки, приклады. Чатиб во время контратаки личным примером воодушевлял курсантов. Все были охвачены единым порывом «Вперед!» — никакая сила не могла остановить стремительную и яростную лавину контратаки. Трудной ценой дался перелом в ходе боев. Многие бойцы и командиры полегли на земле Подмосковья, преградив врагу путь к столице.

А это письмо от однополчанина Чундышко: «Связь с группами прервалась. Вооружившись автоматами и гранатами, ты с группой курсантов бросился в расположение окруженных подразделений. Прорывались от дота к доту: где по-пластунски, где и по уцелевшим траншеям.

Бои становились все ожесточеннее. Мы на какой-то миг растерялись, стали прижиматься к стенкам траншей. И тут со стороны шоссе ты бросился на помощь. Вовремя! И мы на огонь ответили огнем. Когда я оглянулся, ты лежал в траншее, залитый кровью. Вечером тебя отправили в госпиталь».

Но вскоре Ч.Х.Чундышко вернулся в строй.

Были бои за Прибалтику — и новое ранение. Через несколько месяцев он вновь надел форму.

Родина высоко оценила заслуги полковника Ч.Х.Чундышко, награжденного орденами Отечественной войны первой и второй степени, десятью медалями, орденом «Знак Почета», ему было присвоено звание «Почетный сотрудник Госбезопасности».

Ч.Х.Чундышко был человеком высокой нравственности. При этом оставался несгибаемым бойцом. В его характере был заложен источник неиссякаемого оптимизма, живого интереса к людям. И люди с теплотой вспоминают славного сына Адыгеи, склоняют головы перед его мужеством и человечностью.

В Понежукайской школе №1, которую Чатиб Хаджимусович окончил перед самой войной, установили мемориальную доску в честь героя.

Почти 50 лет жизни было отдано службе — полвека целеустремленной, наполненной творческим трудом жизни. Щедрость его характера, тепло его доброго сердца люди воспринимали так же естественно, как солнечные лучи и воздух, думая, что так будет вечно. И только когда Чатиба Хаджимусовича не стало, поняли, какой редкой души человек ушел от них. Воин, чекист, труженик и патриот.

Мурат Беретарь

02.07.2015 в 21:16
Возрастная категория материалов: 16+