Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Уходит в прошлое бумажный документооборот в сфере фискальных и бюджетных отношений. Установки, которые ставит российское руководство, однозначны: огромный потенциал современных информационных технологий должен найти свое применение в отраслях государственного и муниципального управления, включая важнейшую сферу бюджетных отношений. Адыгея наравне с другими российскими регионами активно участвует в выполнении поставленных задач. Тем не менее малозаметные обывателю изменения, связанные с внедрением системы «Электронный бюджет» (ГИС ЭБ), носят революционный характер, и они окажут свое влияние — прямо или косвенно — практически на всех жителей нашей страны. В том числе позволят усилить общественный контроль над расходованием бюджетных средств.

Электронный бюджет — это требование времени и международных стандартов, ответственный и необходимый шаг на пути становления информационного общества в России, убежден руководитель Управления Федерального казначейства по Адыгее Руслан Чениб.

— Концепция создания системы «Электронный бюджет» была предложена Министерством финансов России и одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. №1275-р. На сегодняшний день проделана огромная работа по ее воплощению в жизнь, — говорит Руслан Шхамзевич. — Все работы по подключению к системе «Электронный бюджет» финансовых органов Адыгеи были завершены 1 июля этого года. А к 20 июля будет обеспечена возможность для работы в системе главным распорядителям бюджетных средств муниципальных образований, в ведении которых находятся бюджетные, автономные и казенные учреждения. Далее, в текущем году система «Электронный бюджет» объединит все министерства и ведомства РФ и все организации, входящие в их структуру, органы власти и учреждения субъектов РФ, а также органы власти и учреждения муниципальных образований, вплоть до сельских поселений. Все обозначенные участники системы будут взаимодействовать в едином и общем киберпространстве, где ответ на запрос предоставляется быстро, а информационная система каждой организации — это часть единого электронного организма.

Что касается технических характеристик создаваемой системы, то «Электронный бюджет» — это многоконтурная система, включающая в себя ряд централизованных подсистем. Здесь и ведение реестров, и бюджетное планирование, и управление доходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, расходами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами. Уделено внимание и таким вопросам, как учет и отчетность, финансовый контроль, информационно-аналитическое обеспечение, а также единый портал бюджетной системы страны.

Казначейство России обеспечивает реализацию планов по созданию и развитию системы «Электронный бюджет» и является оператором данной системы. В рамках поставленных задач Управление Федерального казначейства по Адыгее, прежде всего, обеспечивает на территории республики организационную, консультационную и техническую поддержку пользователей системы «Электронный бюджет», в том числе предоставление авторизованного доступа к системе и обеспечение юридически значимого документооборота с применением средств электронной подписи.

Всего Управление Федерального казначейства по Адыгее подключит к системе «Электронный бюджет» порядка 170 организаций: начиная с Минфина республики и получателей средств федерального бюджета и заканчивая администрациями городских и сельских поселений республики. Уже в ближайшем будущем зарегистрированные пользователи указанных организаций начнут работу по информационному наполнению подсистем системы «Электронный бюджет».

— Каких конкретно положительных изменений можно ожидать после того, как заработает «Электронный бюджет»?

— Внедрение системы «Электронный бюджет» — это масштабная и сложная работа, которая в конечном счете обеспечит максимальную автоматизацию операций на всех этапах бюджетного процесса. Автоматизация бизнес-процессов ведет к спецификации функций, что, в свою очередь, обеспечивает сокращение издержек, повышение эффективности бюджетной системы государства. Информационное развитие Российской Федерации в дальнейшем положительно скажется на экономике государства за счет эффективного и рационального использования бюджетных средств.

Также создание «Электронного бюджета» поможет на практике унифицировать и упростить, составление и предоставление различного рода отчетности. Документооборот перейдет в электронную форму и станет быстрее. Будут автоматизированы процедура обработки документов и ведомственный контроль. Во Всемирной паутине будет создано централизованное, современное хранилище нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы в сфере бюджетных отношений.

Преимуществом внедрения системы «Электронный бюджет» станут более широкие возможности для общества контролировать процессы исполнения главного финансового документа страны. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) уже сейчас предоставляет возможность подробно ознакомиться со структурой и особенностями бюджетной системы Российской Федерации, организацией бюджетного процесса. А в перспективе любой желающий сможет отследить, на что тратятся средства бюджетов бюджетной системы страны и различных ее регионов. Это яркое подтверждение стремления руководства России к прозрачности финансово-хозяйственной деятельности каждого участника бюджетного процесса, начиная с министерства или ведомства и заканчивая бюджетной организацией на уровне муниципального образования.

— Вопрос, который будет интересен значительному числу пользователей бюджетных средств в Адыгее: обязательно ли для работы в ГИС «Электронный бюджет» получать новый сертификат ключа проверки электронной подписи в Удостоверяющем центре Федерального казначейства?

— Нет, это необязательно. В ГИС ЭБ будет работать любой квалифицированный сертификат, выданный любым аккредитованным в соответствии с 63-ФЗ удостоверяющим центром (актуальный перечень представлен на сайте Минкомсвязи России), в том числе сертификаты, используемые для работы в информационных системах СУФД и на сайтах zakupki.gov.ru и bus.gov.ru, полученные в УФК по Республике Адыгея.

— Руслан Шхамзевич, вопрос, может, и не связанный с тематикой беседы, тем не менее ваш ответ может быть интересен для жителей республики. Бывает так, что человек через банк переводит в бюджет налоги, сборы, иные платежи, но деньги «теряются». Каковы причины этих «потерь»? Как быть в такой ситуации?

— Денежные средства, перечисленные в бюджет, практически невозможно потерять. За каждой суммой, начиная с момента ее перечисления в бюджет, закреплен «хозяин» — администратор доходов (к примеру, это может быть конкретный орган госвласти или местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами). Администратор отвечает за то, чтобы денежные средства своевременно были зачислены по назначению.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 №107н утверждены правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации. При нарушении этого порядка платежи, перечисляемые в доход бюджета, относятся к «невыясненным поступлениям». Уточнением таких поступлений занимается администратор доходов.

Если все-таки после перечисления средств администратор доходов не располагает сведениями об их получении, необходимо письменно сообщить ему о том, что платежи были перечислены в бюджет в установленные законодательством сроки, приложив к письму распоряжения на перечисление средств в бюджет с отметкой кредитной организации (Почты России) о приеме платежей.

Также достаточно типична ситуация, когда налогоплательщик ошибочно перечислил в бюджет средства или перечислил больше необходимого. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 №125н возврат налогов, сборов и иных платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется органами Федерального казначейства на основании заявок на возврат, представленных администраторами доходов. Для этого плательщик обращается с письменным заявлением к администратору доходов (состав документов, которые должны быть приложены к заявлению, необходимо уточнять у администратора доходов). А администратор доходов рассматривает заявление плательщика и принимает (или не принимает) решение о возврате средств из бюджета. Если решение положительное, то администратор доходов оформляет заявку на возврат средств и направляет ее в орган Федерального казначейства, который исполняет ее в течение трех рабочих дней.

Дмитрий Кизянов.

Фото Аллы Загуменновой.

03.07.2015 в 18:15

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.