Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В 2012 году Школа приемных родителей стала обязательной ступенью, через которую необходимо пройти всем решившимся усыновить или взять под опеку ребенка. Часто будущие родители считают, что они готовы к появлению в семье ребенка, так что дополнительные занятия им не нужны. Но практика показывает, что сотрудники подобных учреждений помогают посмотреть на процесс усыновления и опекунства иначе. Цель Школы приемных родителей — подготовить родителей к будущему усыновлению, дать основные знания, необходимые для создания крепкой семьи. О том, чему учат в школе, с какой мотивацией приходят учиться кандидаты в родители, и о проблемах воспитания — наша беседа с заместителем директора Центра диагностики и консультирования республики, руководителем службы сопровождения приемных семей Антониной Сафоновой.

— В каком режиме проходит обучение в школе?

— У нас две формы обучения: очная и очно-заочная. В первом случае родители приезжают к нам по четвергам в течение 2,5 месяца, отрабатывая 80 часов занятий. По итогам кандидаты в родители пишут аттестационную работу, проходят диагностику на предмет готовности стать родителем. По закону человек может отказаться от диагностики, но мы настоятельно советуем ее пройти, чтобы дать рекомендации, консультации, какие трудности нужно еще проработать. За все время только один человек отказался от диагностики. 

Вторая форма — очно-заочная. На нее принимаем лиц со средним техническим или высшим образованием, которые знают, что такое заочное обучение. Они получают перечень всех тем, каждую тему отрабатывают, пишут контрольные работы, проходят диагностику и пишут итоговую работу в виде тестов. Такая форма уместна, когда нет возможности из-за работы пройти обучение в очном режиме. Пока за все время из 193 человек, прошедших у нас обучение, только 9 обучались очно-заочно. Мы рекомендуем все-таки очную форму, объясняем, насколько важно отрабатывать умения и навыки в группе, на тренингах. 

По закону человек может пропустить 4 занятия, не больше. Потому что иначе выпадает целый блок знаний, и мы советуем пройти школу в следующий раз, когда появится такая возможность. 

— С какими ожиданиями приходят в школу кандидаты в родители?

— Первое настроение — это эйфория: кандидаты уверены, что где-то именно их ждет здоровый замечательный ребенок. Вот это заблуждение мы начинаем прорабатывать с самых первых занятий, объясняем, что дети, которые находятся в приютах и детских домах, не обычные. Обычный ребенок, здоровый и милый, живет в семье с мамой и папой. Воспитанники детских домов чаще всего — дети с девиантным поведением, имеющие реальные проблемы со здоровьем. Нужно быть готовым к этому. Кроме того, большинство родителей мечтает взять младенца до года, таких малышей тоже забирают быстро, остаются дети с проблемами. Не надо ставить такие возрастные ограничения — можно не дождаться такого малыша, тем более надо учитывать свой возраст: если потенциальным родителям уже за 40 лет, смогут ли они вынянчить ребенка с пеленок?

Поначалу кандидаты в родители думают, что мы пугаем их трудностями, но лучше пусть они в рамках школы осознают все проблемы, чем потом столкнутся с ними в семье и не сумеют с ними справиться. Наша задача — не допустить возврата детей, не нанести им травму. Постепенно в ходе занятий мы прорабатываем эти ожидания, розовая пелена постепенно спадает, кандидаты в родители начинают более трезво оценивать ситуацию. 

Мы проводим целый цикл занятий, посвященных детско-родительским отношениям, — о том, как их выстраивать, что нужно знать, какими компетенциями обладать. Во время обучения наши педагоги проходят все этапы общения с родителями — напряжение, недоверие, потом через ролевые игры достигаем доверия, будущие родители уже не стесняются рассказать о своих проблемах, просить помощи или совета. Это очень важно для последующих взаимоотношений после школы. Мы не оставляем ни одну семью один на один с их проблемами, ведь они все равно появятся. С появлением нового члена семьи все поменяется, сломается, а потом выстроится заново. Каждый родитель вправе нам позвонить, прийти, проконсультироваться и получить от нас квалифицированную помощь и поддержку. Поэтому задел доверия нам очень важен. 

— Какая самая распространенная мотивация у кандидатов в приемные родители?

— Довольно распространенная мотивация — это альтруизм, желание помочь хотя бы одному малышу. Часто люди с такими мотивами действуют под влиянием статьи в газете или какого-нибудь ток-шоу по телевидению. 

Есть мотивация, которую мы условно называем «опустевшее гнездо», когда свои дети ушли из отчего дома, семейное гнездо опустело, а силы воспитывать детей остались.

Последние годы все чаще стали решаться на усыновление бездетные пары, которые не мыслят своей жизни без малыша. Это выстраданное желание, в этом случае ребенок будет стоять на первом месте.

Еще огромной мотивацией является жалость. Сейчас наблюдается тенденция к тому, что ряд семей из Адыгеи берут детей с ограниченными возможностями здоровья. Они понимают, что шансов попасть в семью у детей-инвалидов мало. Но чтобы пойти на такой ответственный шаг, должен быть мощный внутренний ресурс, хорошее знание, как общаться с такими детьми. Как правило, таких детей берут семьи с опытом воспитания приемных детей. 

Бывают у людей и скрытые мотивы, выявить которые сложнее. Безусловно, людей интересует и материальная сторона — будет ли помогать государство, какие льготы положены ребенку. 

Если у человека доминирует мотивация «ребенок для себя», в конце концов возникает несоответствие нарисованного в воображении образа ребенка реальной действительности. А если не сложатся детско-родительские отношения? А если столкнешься с поведенческими проблемами: ребенок начнет убегать из дома, курить, воровать, ломать мебель? Что тогда?

Будущим родителям должно быть не важно, какого цвета у малыша глаза, какого он роста. Тогда легче принять ребенка как самостоятельную личность, таким, какой он есть, и выстраивать дальнейшие отношения. Такая мотивация должна быть выстрадана, человек должен прийти к этому, задавая себе вопросы: «А что, если ребенок не будет соответствовать тому образу, который я нарисовал? А что, если начнутся проблемы? А какие у меня возможности решить их, смогу ли я посвятить себя ребенку?» Если человек все это осознает, он сможет принять ребенка таким, какой он есть.

А бывает так, что родители видят, что их ожидания не оправдываются, и в результате начинают пилить детей: «Да что от тебя можно ожидать?», «Надо вернуть тебя в детский дом». В такой ситуации дети страдают, ведь они изначально, когда их бросила родная семья, думают, что это они плохие, раз от них отказались или плохо к ним отнеслись. В этом случае это чувство еще больше усиливается. 

— Были ли случаи возврата детей среди ваших слушателей?

— Да, был один такой случай. Несмотря на то, что мама была нашим самым активным учеником, имела опыт воспитания приемного ребенка, и это был сложный опыт, но ребенок прижился, сложились детско-родительские отношения. У женщины была некая эйфория и желание взять еще ребенка, она торопилась, поскольку возраст уже поджимал. Мы консультировали ее, предупреждали, чтобы не торопилась, более осознанно подошла к этому шагу, но она активно искала ребенка. В конце концов нашла брата и сестру, быстро оформила документы, взяла их. А у мальчика оказалось сильное нарушение поведения. Женщина попросту не справилась с ребенком в адаптационный период, не хватило собственных ресурсов. Она приняла решение вернуть ребенка в приют. Нельзя стихийно подходить к вопросу опеки, усыновления, нужно взвесить свои ресурсы и не спешить в подборе детей.

С 2009 года в Центре диагностики и консультирования действует служба сопровождения. Мы разделили ее деятельность на два направления — сопровождение семей, которые только взяли детей (проходят сложный адаптационный период), и сопровождение семей, находящихся в кризисе (где не складываются детско-родительские отношения), для профилактики вторичных отказов от ребенка. Наши специалисты и после школы консультируют приемные семьи, оказывают им психологическую поддержку, мы можем обозначить проблему, но решать ее должна семья самостоятельно.

— Как часто после прохождения школы люди понимают, что переоценили свои возможности и передумали брать ребенка в семью?

— За все время проведения обучения было всего 2 человека, которые прошли курс, но поняли, что еще не готовы к этому шагу, и взяли время на размышление. Это правильное решение. С 2012 года свидетельство о прохождении обучения бессрочно, и, в принципе, если человек со временем все-таки решится на усыновление или опеку, ему не придется вторично проходить курс. 

— Количество людей в Адыгее, желающих взять ребенка под крыло из детского дома, увеличивается или становится меньше?

— Всего по итогам 13-ти школ было выпущено 193 приемных родителя. Они взяли в семьи около 60 детей. К сожалению, количество семей, приходящих в школу, уменьшается: если осенью прошлого года у нас было 22 слушателя, то в этот раз только 14 человек. Это объясняется просто: желающих стать приемными родителями или усыновителями много, но детей в Адыгее очень мало. Мы предупреждаем слушателей, что все трудности — моральные, эмоциональные да и финансовые — начнутся после школы. В республике детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень мало, а малышей и здоровых детей и того меньше. И вряд ли они вдруг массово начнут появляться. Потенциальные родители начинают обращаться в соседние регионы (Краснодарский край, Ставропольский край, в Ростовскую область), но и там ситуация не лучше, много больных детей. Много детей есть за Уралом, но ехать туда непросто в финансовом плане. Некоторые приемные родители из Адыгеи участвовали в акции «Поезд Надежды», ездили на Дальний Восток, чтобы там найти детей. Но в этом году этот проект закрывается, и родителям придется рассчитывать только на свои силы. А преодолеть все бюрократические препоны и потратить деньги на дальнюю дорогу способен не каждый. 

Радует, что люди все-таки находят в себе силы, чтобы, несмотря ни на что, подарить чужому ребенку тепло семейного очага. Уже на осеннюю школу к нам записались 9 кандидатов в приемные родители. 

Татьяна Филонова

06.07.2015 в 15:34
Возрастная категория материалов: 16+