Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

«Россия — самая читающая страна в мире». Как нужно подходить к вопросам воспитания детей, чтобы и через десятилетия это утверждение оставалось верным.

Костя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере, а в пять лет уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок индиго, гениальное дитя! Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Кости приехала бабушка. По привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что мальчик не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал или не помнил ни одной книжки! «Как! — воскликнула бабушка. — Разве ты не читал про Буратино?» Костя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту — читал». Он узнал ее по обложке. Точно так же Костя «читал» все книжки на полке. По просьбе бабушки 7-летний ребенок читал без запинки с любого места, но содержания не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать…

Когда книга — звук пустой

Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если быстро переходить от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан. Если не использовать чтение как сегмент воспитания ребенка, то он не сможет научиться формировать свое будущее и включать в образ этого будущего прочитанную информацию. В этом случае книги теряют свое культурное предназначение — хранить и передавать значимый опыт.

Обучение чтению до появления у детей собственного интереса к этому процессу, к тому же не поддерживаемое наличием реальных познавательных интересов, приводит к смуте в маленьких головах. Чтение воспринимается в таких случаях детьми как некая, возможно и временно увлекательная, возня со знаками как таковыми, никак не связанными с реалиями окружающего мира и внутреннего мира человека. Со временем интерес к буквам, оторванным от насущных задач детей в их восприятии, обязательно угасает. Более того, приводит к разочарованию в этой деятельности. И, так бодро начинавший читать, ребенок начинает испытывать к этому процессу отвращение.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Утверждение о том, что современные дети перестали читать, — не более чем миф. Они очень разные. Верно лишь то, что нынешним малышам читать нравится меньше, чем их сверстникам 30 лет назад. И на это есть объективные причины. Галина Кузьмина, педагог Гиагинской средней школы №2 им.А.Авсеева, Ю.Голикова, называет самую главную причину, по которой сейчас дети не любят или не приучены читать. Ее можно назвать педагогической, семейной или социальной, которая заключается в том, что ребенок не видит вокруг себя читающего взрослого.

— Есть такая пословица — «Дети учатся тому, что видят у себя в дому». Ничего не нужно нового изобретать, дети действительно приучаются делать то, что делают родители. Читающие мама, папа, бабушка в окружении ребенка — это те факторы, которые способны пробудить у малыша интерес, мотивацию. В школе, где я работаю, читает примерно треть детей. Читают много и с удовольствием беллетристику, современную литературу. Конечно, есть и такие, которые не читают вообще, даже учебники в библиотеку сдают со склеенными страницами. Подростки интересуются Робертсом, Акуниным, видела даже у одного мальчишки томик «Парфюмера» Патрика Зюскинда. Это ведь вполне серьезные произведения. Мальчишки увлекаются фэнтези, но ведь и там есть интереснейшие вещи. Многие подростки общаются друг с другом на различных литературных форумах, поэтому сказать, что молодежь совсем не читает, нельзя, — уверена Галина Кузьмина.

Действительно, трудно поспорить с тем, что, если ребенка насильно заставлять летом читать книги, в скором времени это вызовет у него отторжение любой литературы. Прежде всего, стоит задуматься — а как часто ребенок видит с книгой вас?

Другой вариант — это когда от глянцевых книг ломятся шкафы, есть энциклопедии на все случаи жизни. Ребенка, с интересом «проглатывающего» их, нельзя назвать нечитающим — он может удивить собеседника совершенно неожиданной для его возраста эрудицией. Но при этом ему очень трудно пересказать цепочку событий, проанализировать мотивы поступков героев рассказа, высказать свое отношение к прочитанному. 

Все педагоги и психологи сходятся в одном: чтение — это огромный труд. Казалось бы, что сложного для человека, знающего буквы, складывать из них слова, а из слов — предложения? На самом деле чтение — процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга. И если одна из зон «тормозит» или «пробуксовывает», чтение из наслаждения превращается в наказание. Дошколенок или младший школьник напряженно складывает буквы в слова, но не понимает смысла прочитанного. В более старшем возрасте можно наблюдать аналогичный процесс, когда подросток ухватывает только внешнюю линию событий, не «прочитывая» подтекст, не понимая философии автора.

Беда нашего времени — практически поголовное отсутствие у детей познавательных интересов, направленных на развитие соответствующих реальному миру представлений о нем. Поэтому они и не читают. Ведь из-за непонимания значения слов теряется их суть, смысл прочитанного.

Что делать?

Как, не навязывая, не принуждая, привить ребенку с малолетства привычку к чтению?

Если мы говорим о возрасте от нуля до трех (имея в виду не мамины колыбельные, стишки и первые сказки, а именно обучение, будь то карточки Домана или другие методики), то тут существуют два полярных мнения.

Большинство психологов и педагогов уверены, что опережающее развитие тешит самолюбие родителей. При этом ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает. Другие же считают, что раннее обучение ребенка — это не попытка «лишить его радостного детства», а необходимое условие освоения им окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объемы информации.

К сожалению, как отмечает Галина Кузьмина, традиция семейного чтения по вечерам практически исчезла. Может быть, стоит попытаться ее возродить хотя бы в рамках одной семьи — своей? Пример читающих взрослых — лучшее поле для воспитания интереса к книге у каждого ребенка. 

Валентина Остапенко.

08.07.2015 в 19:14

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.