ЕРЕВАНСКИЙ МАЙДАН С КИЕВСКИМ АКЦЕНТОМ И МОСКОВСКОЙ ИНТРИГОЙ
Для начала один замечательный анекдот. “Говорят, что Ной был евреем, значит, все люди произошли от них. Армянское радио отвечает: – Нет, когда Ной спускался с горы Арарат, отец одной армянской семьи Тигран закричал жене: – Жена, зови скорей детей, и идите сюда, к нам цирк приехал!”. Американский цирк добрался до Еревана. Теперь там – совсем как на “братской” Украине – заряженные революционной энергетикой толпы скачут и распевают хором: “Кто не скачет – тот москаль!” (протестующих заботливые заокеанские наставники уверили, что всё дело в жадности русских, переложивших на плечи братского армянского народа бремя западных санкций, существенно подняв плату за российский газ). Достали уже Емелю непутевые братья! Семеро по лавкам, с ложками наготове! А иные, за полцены продавши свою и чужую казацкую саблю, теперь с ножиком в сапожном голенище, того и гляди ткнут в бок или сердце исподволь! Как писал Иосиф Бродский, “не нам, кацапам, их обвинять в измене. Сами под образами семьдесят лет в Рязани с залитыми глазами жили, как при Тарзане” (“На независимость Украины”, 1992). Нечего добавить, самим впору задуматься: кто виноват, да что делать? Одни и те же “думы” на протяжении многих лет.
Некоторые мои близкие, друзья и знакомые спрашивают, не надоело ли об одном и том же целый год подряд. Что поделать, как с горечью заметил однажды с похмелья украинский президент: хорошо, мол, иметь такого соседа, как Франция! А если Господь распорядился одним сесть на горах Киевских, а другим – поселиться на холмах Московских!? Умолчим о священной для многих народов библейской горе Арарат (русские и грузинские паломники восходили, англичане интересовались всерьёз, немцы рвались к обломкам Ковчега, а досталась туркам). Заголовки СМИ не позволяют российскому обывателю остаться равнодушным: “Кризис в Армении”, “Пятый день протестов”, “Почему бездействует Москва?”.
Протесты против объявленного 17 июня повышения тарифов на электроэнергию подозрительно быстро переросли в противостояние “возмущённого народа” и “равнодушной власти”. Как и когда-то по поводу трагических событий в Киеве, моментально сформировалось “общественное мнение”, вся информационная мощь “свободного мира” обрушилась на маленькую Армению. Первым с пафосом поведало о битве “добра” со “злом” британское агентство Reuters: “Рано утром во вторник полиция разогнала водомётами демонстрацию на проспекте Баграмяна, ведущем к президентскому дворцу, после чего обстановка накалилась”. Западноевропейские СМИ в считанные часы сформировали нужную картину событий: “Участники волнений начали бессрочный митинг на площади Свободы в центре Еревана и отказались направить своих представителей на переговоры, требуя немедленной отмены решения по ценам”. Некоторые российские СМИ тотчас же разглядели скрытую, но явную подоплеку драматических событий – народного бунта: ЗАО “Электрические сети Армении” является дочерней компанией российского акционерного общества “ИНТЕР РАО ЕЭС”. Происходящее в Ереване остроумно назвали “революцией розеток”. Против кого дружите?
С одной стороны, трудно сомневаться в стихийности первоначального митинга. Налицо классическая революционная ситуация, теоретически описанная в марксистской литературе и не раз успешно для одних и катастрофически для других реализовавшаяся в разных странах в различные эпохи (“верхи не могут, низы не хотят жить по-старому”). Говоря языком современной политологии, “граждане имеют право на протест”. С другой стороны, трудно поверить в спонтанность стремительно разворачивавшегося и расширявшегося “народного возмущения”, налицо блистательно реализованный (пока, слава Богу, без пролитой крови) проект очередной “цветной революции”. Журналисты и все остальные “заинтересованные наблюдатели”, несмотря на различие политических взглядов и симпатий, не сговариваясь отмечают одни и те же знаковые моменты, приметы ереванского “майдана”: крепкие молодые люди в одинаковых майках с изображением американского флага чётко и напористо организуют хаотичные массы, одинаковые добротные палатки, разбитые на площади для защиты от солнца и отдыха протестующих, отлично организованное питание “революционеров”, их ротация и пополнение рядов. Словом, всё, как в Киеве, даже лучше (там была жестокая зима, едкий дым автомобильных покрышек, озлобленные лица и беспощадный натиск на деморализованные силы правопорядка; здесь же ласковое летнее солнце, ароматы цветущих растений и деревьев, пока улыбчивые интеллигентные лица, вместо раздачи заточенных пик – раздача умных книжек). Молодцы, американцы, сделали нужные выводы из критики!
Однако не могут не настораживать некоторые обстоятельства и разительные несоответствия. Даже не очень-то симпатизирующий российской кремлёвской власти московский эксперт Русской службы BBC резонно замечает, что “костяк протестующих составляют не домохозяйки и пенсионеры, которых в первую очередь должны волновать коммунальные тарифы, а студенты”. Домохозяйки и пенсионеры не просиживали в интернете, не проходили “школы революции” в социальных сетях, не получали “гранты свободы” многочисленных НКО (распространению этой заразы немало способствовали сами армянские власти, как и украинские). Представители оппозиции пытаются оправдаться в глазах мирового сообщества: “Протестующие – активные, но не политизированные граждане”. Некоторые авторитетные армянские политологи то ли по наивности (тогда какие же они эксперты?), то ли по доброте душевной (тогда какие же они строгие судьи, “сторож брату своему”?) пытаются желаемое выдать за действительное: “Когда политические активисты появляются, их просят уйти”. По оценкам экспертов, “тема отношений с Россией на площади Свободы пока напрямую не затрагивается, но всё может перемениться, если в ближайшие дни кризис не получит разрешения”. Действительно, пока антироссийских интонаций и лозунгов в выступлениях вроде бы нет, но они подспудно присутствуют в том политическом дискурсе, который оппозиция, мгновенно возглавившая народный протест, навязывает власти, которая пока демонстрирует больше беспомощность. “Повторение пройденного” – как на Украине.
Никто не спорит, что по истокам своим это социальный протест. Аналитики указывают на объективные факторы: “Его участники убеждены, что повышение тарифов необоснованно, а связано с коррупцией, неэффективным управлением и плохой работой как правительственных структур, так и российских корпораций”. Российские эксперты сходятся в том, что ситуация складывается совсем не в нашу пользу: “Любой подрыв стабильности, любой внутренний кризис в одной из союзных стран автоматически наносит ущерб России, её интеграционному проекту”. Всех волнует единственный, принципиальный вопрос: “Что предпримет власть?”. Заметим, что Государственная комиссия по регулированию общественных услуг отказалась пересматривать тарифы. Представитель государства заявил: “Мы не принимали решения, которое нуждается в корректировке”. Одни осведомлённые наблюдатели пытаются всех успокоить, надеются на мирный исход: “Прямой угрозы власти пока нет. Выступления недостаточно массовые и не охватывают все слои общества”. Другие несколько драматизируют временное затишье на ереванском “майдане”: “После первой попытки разгона число протестующих удвоилось. Будет вторая попытка – митинг станет ещё больше, уже с политическими лозунгами, и начнутся проблемы”. Третьих “удивляет позиция Москвы”, отсутствие реакции со стороны России. Интересно, она, по их мнению, какой должна быть? Некоторые армянские умы проговорились, невольно выдав сокровенные мечтания правящих политических элит (как выразился один из знатоков, “большие ожидания, во многом замешанные на воспоминаниях о советском прошлом”): “Так можно потерять самого надёжного союзника. России выгодно было бы на примере Армении показать, как хорошо войти в Евразийский союз. Для Армении полмиллиарда долларов – колоссальные деньги, а для России это несерьёзная сумма”. Иначе говоря, “понять, простить”, дать денег. Российские коллеги вынуждены напомнить о том, что в нынешней ситуации санкций нам и самим пригодились бы деньги: “Не может же Россия полностью взять другое государство на содержание”. Нам же в ответ напоминают, что “за удовольствие быть великой державой нужно платить”. Позволяют ли настроения в российском обществе “пренебречь бухгалтерией”, если речь идёт о национальных интересах? Решать верховной власти.
Читать полностью: http://omskzdes.ru/blogs/32683.html