Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В Адыгее действует всероссийский детский телефон доверия, обращаться по которому за психологической помощью могут не только дети, но и родители.

Многие родители уверены, что полностью знают своих детей. Казалось бы, они накормлены, одеты, обуты, у них есть любимые гаджеты и вроде бы есть друзья. Конечно, дети злятся на родителей, ссорятся, но это, как говорится, со всеми бывает. В целом-то все хорошо. Но в суете рабочих будней мы забываем, что у наших детей могут возникать вопросы, которые трудно разрешить, им бывает страшно и одиноко.

В России работает свыше 280 служб детского телефона доверия, ежегодно принимающих более полумиллиона звонков от детей и подростков. В 2009 году отделом по делам молодежи МО «Город Майкоп» был открыт телефон доверия «Шанс», а в марте 2011 года к нему подключен и всероссийский детский телефон доверия.

За шесть месяцев 2015 года специалисты службы приняли 596 обращений, из них по детско-родительским проблемам — 130, вопросам в сфере отношений ребенка со сверстниками — 132, вопросам жестокого обращения в семье — 60, 89 — по жестокому обращению вне семьи, 69 обращений — по поводу жестокого обращения среди сверстников, 7 — по вопросам сексуального насилия, и др.

— За второй квартал отчетного периода 2015 года на детский телефон доверия поступило более пятисот звонков от детей. Больше, чем когда-либо, было звонков по поводу ЕГЭ — шесть опасных суицидальных звонков. Детей удалось остановить, но на момент обращения они паниковали, не знали, как будут сдавать, — рассказала медицинский психолог высшей категории ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской профилактики» Лариса Третьякова.

Единый телефон доверия 8-800-2000-122 появился в России в 2010 году в рамках общенационального движения «Россия — без жестокости к детям».

Звоните, и вам ответят

Позвонить на единый номер детского телефона доверия можно с любого стационарного или мобильного телефона бесплатно. Психологическую и информационную поддержку родителям и детям оказывают профессиональные психологи, прошедшие специальную подготовку. 

Конфиденциальность и анонимность — два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может получить психологическую помощь и тайна его обращения в службу гарантируется.

— Больше всего дети говорят о трудностях в отношениях дома и в школе. Им важно получить совет взрослого. Именно нарушенные детско-родительские отношения приводят к одиночеству ребенка. Телефон доверия помогает восстановить отношения, а многие об этом даже не подозревают, — подчеркивает Лариса. 

А ведь часто конфликт возникает на фоне того, что ребенок не соответствует ожиданиям родителей. Ожиданиям, что он будет хорошо учиться, не начнет «пить-курить», пойдет по верному пути и станет, в конце концов, приличным человеком. Ребенок все больше становится заложником социальной состоятельности его родителей, поэтому и у всех разговоров с ним — один вектор: «Ты должен, должен, должен…». И зачастую дети не выдерживают давления, особенно в горячую пору выпускных экзаменов. И хорошо, если ребенок знает, куда можно обратиться в трудной ситуации.

А все ли знают?

Решив провести небольшой эксперимент, «СА» опросила 15 школьников в возрасте от 12 до 16 лет, интересуясь, известен ли им номер 8-800-2000-122. Из всех опрошенных только одна девочка из лицея №34 с небольшим сомнением в голосе предположила, что это телефон доверия. Оказывается, у них в холле висит плакат с этим телефоном. Было бы неплохо, если бы заботливые родители сохранили в телефоне ребенка эти цифры. На всякий случай.

В центре доверия «Шанс» ведется просветительская работа. Например, уже несколько лет успешно работает волонтерская школа, на базе которой проходят подготовку студенты старших курсов факультета педагогики и психологии. Ребята не только проводят занятия в образовательных учреждениях Майкопа, но и выезжают за пределы города.

На сегодняшний день более 30 студентов прошли подготовку по программе здорового образа жизни, включающую в себя психологию общения, взаимоотношения полов, толерантности, борьбы с асоциальными привычками (алкоголизм, курение, наркомания, компьютерная зависимость). Основная задача волонтеров — проводить занятия с элементами тренинга среди учащихся школ, колледжей, гимназий и других учебных заведений республики.

Самая главная задача психолога в ситуации, когда ребенок обращается с детско-родительской проблематикой, — научить договариваться. Ведь в большинстве случаев родители настолько поглощены тревогой за ребенка, что слишком давят на него. Специалист в режиме психологического консультирования объясняет мотивы каждой стороны и предлагает составить договор на взаимных компромиссных условиях.

— Для нас самое важное — научить ребенка и родителей договариваться. Родители иногда тоже не знают, как справиться с ситуацией. Очень много звонков типа: «Я один дома, мне страшно». Ребенок говорит, что мама уже должна давно прийти, а ее все нет. Мы выясняем, чего он боится. Некоторые дети боятся пустой квартиры, непонятных звуков. И специалист обязательно по телефону будет незримо находиться рядом с ребенком, успокаивая и вводя его в состояние равновесия. Зачастую это длится вплоть до возвращения родителей. О чем мы с ним разговариваем так долго? Можем попросить рассказать о том, что он любит, что-нибудь нарисовать. Ребенка ничуть не смущает, что мы не видим этого рисунка, у него возникает четкое ощущение, что мы рядом, — рассказала специалист.

Валентина Остапенко.

14.07.2015 в 20:20

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.