Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В сентябре исполняется 500 лет со дня преставления одного из самых выдающихся исторических деятелей России — преподобного Иосифа Волоцкого.

Игумен Волоцкого монастыря был ярким выразителем православного учения о «симфонии властей», ревностный сторонник идеи общественного служения церкви, победитель в знаменитом споре «о монастырских имениях», талантливый проповедник, церковный писатель, благочестивый молитвенник, наконец, чудотворец, как именует его православная церковь.

Но важнейшей заслугой преподобного Иосифа по праву считается разгром политико-религиозного движения, реально грозившего основам самой русской государственности.

Так уж повелось искони, что в переломные, судьбоносные моменты русской истории всегда находились люди, чей духовный авторитет, несгибаемая воля, твердая вера и горячая молитва спасали наше государство от, казалось бы, неминуемой гибели. Таковы Александр Невский — блистательный полководец и мудрейший правитель, спасший Русь от крестовых походов Запада; Сергий Радонежский — собиратель русских земель, примиритель враждующих князей,  духовный вождь русского воинства в борьбе с иноземцами; патриарх Гермоген и преподобный Дионисий Радонежский — вдохновители российского ополчения, духовные маяки в буре исторической смуты; великий молитвенник патриарх Тихон и многие другие.

К числу таких «ангелов-хранителей» Руси, бесспорно, относится и преподобный Иосиф.

Родом будущий Волоцкий игумен Иван Санин происходил из литовских земель. С детства мечтая о монашестве, двадцати лет от роду поступил он в знаменитый Боровский монастырь в послушание к святому Пафнутию Боровскому. 

В монастыре Иосиф получил блестящее образование, полюбил духовную литературу. Любимым занятием его, по свидетельству летописей, было чтение псалмов Давида. Почти весь Псалтырь он знал наизусть. Современники поражались его необычайному уму и памяти. Преподобный Пафнутий высоко ценил своего ревностного ученика. «Не я тебе отец, а ты мне», — говорил старец Иосифу.

После смерти своего учителя Иосиф стал игуменом Боровского монастыря. Он пытался ввести в обители более строгий устав. Но братии это оказалось не по силам. Тогда Иосиф оставил Боровский монастырь с целью по примеру учеников преподобного Сергия Радонежского основать свою собственную обитель в безмолвном, отдаленном от мирской суеты месте. И место такое вскоре было им найдено недалеко от родовой вотчины в волоколамских землях. 

Так мирно текла его жизнь, пока ровный ход исторической русской реки не вышел вплотную к гибельному порогу, кишащему коварными омутами и непреодолимыми водоворотами. В умах и сердцах огромного количества наших соотечественников, в основном образованных и наделенных той или иной властью, воцарилась ересь, грозившая коренным переломом и даже уничтожением всего многовекового уклада русской жизни. В истории она сохранилась под названием «Ереси жидовствующих».

К тому времени (вторая половина XV века) вся Европа в той или иной степени уже имела представление о подобных еретических движениях. В виде разнообразных тайных обществ, сект и даже «орденов» они существовали почти во всех европейских землях уже с первых веков христианства. Основанные на так называемых «тайных знаниях», доступных только избранным, использующие каббалу и гностико-мистические практики, привлекавшие образованные слои общества, они ставили перед собой главенствующей целью разрушение традиционных религиозных, государственных и семейных ценностей христианского мира. И порой усилия ересиархов достигали успеха. 

И вот такая тайная ересь торговыми путями, секретными писаниями, сладкими проповедями в конце XV века докатилась и до русских земель. И уже с первых месяцев своего полуподпольного существования, а затем и явного торжества новое учение стремилось поразить «сливки» российского общества.

О том, что ересь могла и должна была полностью изменить мировоззрение русского человека, разрушить основы национального и религиозного бытия России, красноречиво говорит тот факт, что к жидовствующим примкнули дьяк посольского приказа, в переводе на современный язык — министр иностранных дел России, Феодор Курицын; мать наследника российского престола, невестка великого князя Иоанна III княгиня Елена; сам наследник — князь Димитрий; протопоп Успенского кафедрального собора Алексий и даже сам Московский митрополит Зосима — высшее духовное лицо России того времени.

Еретики отвергали божественность Иисуса Христа, отвергали Православный догмат о Святой Троице, не признавали церковных таинств, икон, почитание святых, церковную иерархию, монашество, государственные и религиозные праздники. 

И вот, когда в конце XV века возникла реальная угроза вовлечения в ересь Великого князя, замены государственной религии на новое учение для избранных, в небольшом монастыре под Волоколамском вспыхнуло ярким факелом истинной веры сердце ревнителя Христова Волоцкого игумена Иосифа. Он остро переживал приближающуюся духовную и политическую катастрофу. 

Обличая еретиков, преподобный Иосиф написал шестнадцать слов, получивших известность под общим названием «Просветитель». Наконец, немаловажное значение имели личные беседы преподобного Иосифа с Великим князем. В самом начале XVI века, спустя тридцать лет (!) после зарождения на Руси, ересь жидовствующих наконец получила достойный, справедливый и неотвратимый удар. Сначала был арестован Феодор Курицын, затем под стражу были посажены княгиня Елена с сыном Димитрием. И наконец, в 1504 году состоялся всецерковный собор, на котором ересь была окончательно разгромлена, а наиболее влиятельные еретики ввиду нераскаянности осуждены на казнь.

Прошли столетия. На одном из заседаний общественно-консультативного Совета при Комитете Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ в мае текущего года обсуждался вопрос «Новые религиозные движения и формы работы с ними». Один из участников вдруг совершенно серьезно спросил: «Неужели деятельность современных нетрадиционных религиозных движений может нести угрозу национальной безопасности России?»

Может. К сожалению, еще как может. На примере секты жидовствующих мы видим, что годы беспрецедентных информационных войн (а ересь их торжествовала на Руси 34 года) не только ослабляют, но и гибельно разрушают вековые традиции святой Руси.

Преподобный Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году. Мощи и вериги святого старца хранятся в Успенском соборе основанного им Иосифо-Волоцкого монастыря. 14 июня 2009 года около монастыря был открыт бронзовый памятник преподобному. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл лично возглавляет попечительский совет по организации празднования 500-летия преставления преподобного Иосифа.

Но главным памятником одному из самых выдающихся деятелей и идеологов русской православной церкви за всю ее историю, духовному вождю русского народа в борьбе с ересями является наша память. Пока мы помним, мы остаемся людьми. Пока мы помним, мы надежно вооружены. 

Олег Селедцов, референт епископа Майкопского и Адыгейского.

15.07.2015 в 20:11

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.