Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Недавно ученики гимназии №8 Майкопа из отряда ЮИД вместе с исполняющим обязанности командира отдельного батальона ДПС МВД по РА Русланом Кетухом и сотрудниками подразделения пропаганды безопасности дорожного движения пришли в гости к ветерану службы Госавтоинспекции Аслану Цею. Аслана Алиевича, который 26 лет проработал в ГАИ Майкопа, знают уже несколько поколений жителей города, да практически все, кто садится за руль автотранспорта. О нем — принципиальном, добросовестном инспекторе дорожной службы, о его знаменитом мотоцикле «Урал», на котором он не раз догонял нарушителей, составлял протоколы, невзирая на регалии, и по сей день среди сотрудников УГИБДД МВД по РА ходят легенды. Школьники, среди которых были и дети сотрудников Госавтоинспекции Адыгеи, хотели услышать обо всем, как говорится, из первых уст.

Они задали Аслану Алиевичу вопросы, на которые он с удовольствием ответил. Конечно же, ветеран был рад вниманию, оказанному коллегами и представителями юного поколения. И на прощание высказал пожелание детям, которые возвращались на урок в школу: уважать, понимать старших и равняться на них: 

— Я вспоминаю своего отца, который не пил, не курил, не употреблял нецензурных слов, в семье не повышал голоса, был образованным человеком. Он был для меня образцом для подражания, будьте и вы достойны ваших отцов и дедов!

Долгие годы под погонами
Долгие годы под погонами
В дальнейшей обстоятельной беседе с товарищами по службе он более подробно рассказал о пережитых им во время войны испытаниях.

Аслан родился в ауле Адамий Красногвардейского района, в их семье было пятеро детей, Аслан был старшим из сыновей. Как пережили дети голод и другие тяготы оккупации — сложно передать словами.

В 13 лет Аслан стал помощником тракториста, работал наравне со взрослыми. Его мама, которая несла на своих плечах заботы о детях, тяжело заболела и умерла накануне Дня Победы. Так и встретила семья Цей Победу — и с радостью, и с горькими слезами на глазах.

Отец старался сохранить семейный уклад, делал все, что в его силах, для подрастающих детей. Аслан решил для себя — нужно получить специальность, поступил в ФЗО в Краснодаре, где получил профессию плотника.

Ребят по окончании учебы погрузили в вагоны и отправили на восстановление Сталинграда. Здесь они увидели город в руинах. Выжившие сталинградцы ютились в подвалах.

Прибывших выпускников ремесленного училища направили в пригород, в цех по деревообработке, где они собирали рамы и изготавливали двери для восстающего из руин города-героя.

Голод терзал юных рабочих, те продукты питания, которые выдавались на карточку, мальчишки и девчонки выбирали примерно за 10 дней — это были крохи, а не полноценное питание для 17-летних подростков. Порой с ними делились пайком военные из расположенного поблизости гарнизона.

В 1947-м Аслан вернулся домой, и вскоре его призвали в армию. Он четыре года служил в Москве, в войсках ПВО, был водителем.

— Несколько раз я видел Сталина во время парадов на Красной площади, в которых участвовала техника нашей части, — говорит он. — Видел и похороны вождя народов, пришлось спасать детей от напора толпы, нескольких малышей успел буквально выдернуть из толчеи. Стоял мороз, я был за рулем «студебекера» и согревал в кабине кого мог, но люди, едва выбравшись из толпы, вновь стремились вернуться в траурные колонны. Это было таким потрясением, что помнится до сих пор.

Как я оказался в Майкопе? Здесь училась моя сестра Ирина, проживала она у подруги, дочери начальника дорожного управления Тутукова. Так сложилось, что он помог мне с работой, и я трудился так, чтобы оправдать его доверие. Если бы не он, я бы еще долго мыкался в поисках работы водителем.

 Проработал шофером в дорожном управлении 10 лет после того как демобилизовался из армии. В 1963 году пришли из ГАИ к нашему начальнику дорожного участка Христофору Серафимову и сказали, что я должен перейти на службу в Госавтоинспекцию.

В тот момент я отказался — был, по моему мнению, не готов, потому что служба под погонами — большая ответственность, кроме того, я мог достаточно времени уделять семье, воспитанию детей, — говорит Аслан Цей. — Однако через некоторое время меня поставили перед фактом: я переведен в ГАИ.

— Инспектор дорожного надзора Цей! — так, «под козырек», представлялся тогда Аслан Алиевич водителям, которых останавливал. 

— Мой стационарный пост был у въезда на мотодром, — вспоминает он. — Но сами водители мне рассказывали, что едут и смотрят, откуда же Цей выскочит на своем «Урале», с какой стороны?

Когда начальник областной ГАИ Александр Залевский ушел на пенсию, так получилось, что и я в это время ушел со службы, получается, если прибавить годы службы в армии, то я 29 лет был под погонами.

До 73 лет Аслан Алиевич трудился в системе ГО Адыгеи, такой уж он по характеру — обязательно должен быть среди людей, кому-то помогать советом и делом. У него двое детей, внучка, которая проживает в Краснодаре. В Майкопе они вместе с заботливой и жизнерадостной женой Валентиной проживают в центре города, можно сказать, в гуще событий, происходящих вокруг.

86-летнего ветерана волнует то же самое, что и в годы его беззаветной службы:

— Вот в наше время было всего 3000 единиц транспорта, из них 1200 — частного. Сейчас автомобилей гораздо больше, — говорит он. — Но и сейчас дело не в машинах, дело по-прежнему в людях. От того, насколько человек ответственно относится к собственной безопасности и безопасности окружающих, зависит многое.

Замечательно, что и в своем возрасте ветеран остается неравнодушным, участвует по мере сил в жизни коллектива УГИБДД МВД по РА. Желаем Аслану Алиевичу долгих лет жизни, благополучия и здоровья, ему и его близким!

Марина Лебедева

21.07.2015 в 21:37
Возрастная категория материалов: 16+