В поисках экстрима, или Чем опасно селфи
Чтобы получить удачный кадр, люди иногда рискуют жизнью, устраивают грандиозные мистификации, тратят время и деньги. Некоторые снимки оборачиваются трагическими последствиями. Некогда безобидный способ фотографирования самого себя превратился сегодня в опасное увлечение: в стране с начала года произошло около 100 несчастных случаев с любителями фотоэкстрима, в том числе десятки с летальным исходом.
— К счастью, Адыгею эпидемия несчастных случаев пока миновала, но то, что фотографы-экстремалы есть и у нас, факт бесспорный, — отметили в пресс-службе МВД по республике, где прошла региональная видеоконференция, посвященная острой проблеме.
МВД подготовило видеоролики и специальную памятку, которую полицейские по всей стране будут раздавать гражданам.
200 снимков в день, и все — с собой любимым… Селфи-зависимости сегодня подвержен каждый десятый. Само слово selfie удостоилось титула главного английского слова 2013 года. По данным редакторов оксфордских словарей, за год частота его употребления — в англоязычном Интернете выросла на 17 тыс. процентов. Калька с него прочно вошла и в российский речевой обиход. Правда, у нас человека, снимающего себя на камеру (с руки, при помощи штатива или зеркала) и выкладывающего свои цифровые автопортреты в Сеть, называют еще и «самострелом».
Явление селфи — одно из самых неоднозначных. Что ни день, у него возникают новые подвиды: есть «селфики» любителей фоткать себя, будучи подшофе, в ванной; есть последователи скотч-селфи, которые, прежде чем запечатлеть свое лицо, основательно уродуют его, перевязывая клейкой лентой. А есть экстремалы, которые ради удачного снимка готовы поставить на кон свою жизнь.
Любопытно, что русские барышни-красавицы предпочитают снимать себя на манер моделей из глянца — строго, изящно, без тени улыбки. В отличие от наших жительницы бразильского Сан-Паулу очень любят демонстрировать в кадре жемчуг зубов, а вот селфи из Токио зачастую опускают глаза на фотографиях, словно бы смущаясь от того, что делают.
Если в одном случае селфи — невинная шалость, в случае другом — опасная, то для 19-летнего Денни Боумена из английского Ньюксала, история которого облетела весь мир, эта забава стала одержимостью. Однажды парнишка неудачно сходил на модельный кастинг, после чего задался идеей сделать идеальную фотографию самого себя. И понеслось! Денни порой делал сотни селфи в день, снимая себя почти без остановки по многу часов подряд. Потом он решил сбросить вес, решив, что худоба добавит ему прелести. Но суперселфи упорно не получалось. Тогда Боумен попытался покончить с собой, и если бы не подоспевшая мать, приглядывавшая за сыном, все закончилось бы печально. Сейчас же Денни, прошедший курс лечения от зависимости в клинике, пытается вернуться к нормальной жизни. В среде психиатров всерьез говорят о том, что надо признать самолюбование посредством селфи психическим расстройством, навязчивостью.
Российские специалисты трактуют это явление иначе, например, президент Ассоциации детских психологов Александр Кузнецов считает: «Селфи легче всего подчиняет себе людей с истероидной акцентуацией характера, склонных к демонстративному поведению. Демонстративность присуща больше женщинам, так как по своей природе они стремятся нравиться мужчинам. И это нормально — таков их способ выживания. У мужчин истероидность встречается реже, зато в более тяжелых формах».
Кстати, родной брат селфи — эксгибиционизм, который также признается за одно из проявлений истероидности.
Александру Кузнецову зачастую приходится сталкиваться с пациентами, у которых в анамнезе проглядывает в том числе и грешок селфимании. Но человек не приходит на прием со словами: «У меня проблема, я сам себя фотографирую и не могу остановиться». Он приходит с жалобами на проблемы в отношениях, продолжает Александр Кузнецов.
— В основном это женщины 20—30 лет, сконцентрированные на себе. А когда человек так зациклен на своей внешней оболочке и на том, как ее подать, на подтверждении того, что его все любят, с ним вряд ли кто-то захочет дружить и жить. И ему плохо, где бы он ни был: и в команде, и в семье. Это несчастный, попадающий в западню: страдающий из-за повышенной потребности во внимании и любви со стороны окружающих и в то же время избирающий такие способы достижения этой цели, из-за которых от него все разбегаются.
Избавиться от селфи-зависимости можно, хоть и непросто, как и от любой другой. А если такое желание появилось, психологи рекомендуют действовать радикально. К примеру, сменить смартфон на более примитивный, чтобы не было возможности постоянно выкладывать фото в Сеть. Ломка неизбежна — чтобы справиться с ней поскорее, начните бегать, больше читать, вышивать крестиком наконец. И обязательно влюбитесь. Ведь теперь нужно снова научиться любить других, а не только себя.
Валентина Остапенко