Купец, промышленник и меценат

Мемориальная доска меценату и общественному деятелю Лю Трахову будет открыта 28 июля в Краснодаре на здании, где проживал купец-благотворитель.
С ходатайством об увековечении памяти мецената в Городскую думу Краснодара обратился Постоянный представитель Республики Адыгея при главе Администрации Краснодарского края Тимур Трахов.
Владелец кирпичного завода, сети магазинов, лесоскладов, гостиницы «Нью-Йорк» в Екатеринодаре, Лю Нахлухович Трахов помогал нуждающимся, оказавшимся в тяжелом материальном положении, первым организовал осушение Чибийских плавней, построил два канала и дамбу в районе хуторов Яблоновский и Новый Сад, мост через Кубань и многое другое.
В Краснодаре проходят выставки, посвященные Лю Трахову. Проводятся они обычно в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике. Также посвящают великому черкесу научно-практические конференции, его наследие продолжают изучать ученые.
Накануне открытия мемориальной доски мы встретились с представителем рода — заслуженным деятелем науки Адыгеи и Кубани, председателем Федерации космонавтики Кубани, генеральным директором концерна «Северный Кавказ» Энвером Траховым — правнучатым племянником мецената. Он рассказал, как их род участвовал в подготовке значимого события как для Адыгеи и Кубани, так и для всей России.
Большой вклад в дело сохранения исторического и духовного наследия предка внес председатель президиума Верховного суда РА, заслуженный юрист Адыгеи и России, доктор юридических наук, профессор Аслан Трахов.
Мемориальная доска с барельефом, изображающим Лю Трахова, работы скульптора Александра Аполлонова изготовлена на средства представителей фамильного рода и их друзей.
Встреча проходила в доме Энвера Трахова, где бережно хранятся исторические артефакты, связанные с жизнью его прадеда и общего прямого предка — прапрадеда. В том числе и образцы продукции его заводов — именные кирпич и черепица. На стенах гостиной дома развешаны исторические фотографии и портреты представителей поколений рода Траховых.
Одно из ценнейших фото (копия подлинника, хранящегося в музее) — Лю Трахов с родными и городскими официальными лицами, в том числе племянником Гучесавом, который после ранней смерти родного отца воспитывался в семье Лю, запечатлен у выстроенной им мечети (в Краснодаре). Гучесав — родной дед Энвера Трахова по линии матери — Ханмелеч.
С гордостью Энвер Трахов показал портрет своего отца и немного рассказал о нем. Участник Великой Отечественной войны Махмуд Трахов был директором вечерней школы в поселке Яблоновском, достойным и уважаемым человеком. Таковы потомки известного мецената.
Напомним, родился Лю Трахов в ауле Шенджий в 1854 году, в крестьянской семье. Добросовестность, честность и открытый характер позволили первоначально накопить небольшой капитал, а затем и открыть самостоятельное дело. Сначала был возчиком дров из-за Кубани. А во время строительства Новороссийской ветви железной дороги стал подвозить шпалы к месту укладки рельсов. Организовал дело так, что смог обеспечить работой сотни людей.
Со временем Лю Трахов смог приобрести в городе участок: часть Карасуна, прилегавшую к улицам Насыпной и Екатерининской, на нем он построил кирпичный дом в 1895 году, ныне это ул.Мира, 61.
В 1900 году Лю Трахов купил и поныне действующий кирпично-черепичный завод, расположенный в конце улицы Панский Кут (ныне — улица Воронежская). Новый хозяин обновил и усовершенствовал производство. Это незамедлительно сказалось на качестве продукции: на третьей Кубанской сельскохозяйственной и промышленной выставке, проходившей осенью того же года, Лю Трахову «по отделу черепицы и кирпича» была присуждена золотая медаль.
Весьма примечателен еще один факт из биографии промышленника-адыга, связанный с периодом Русско-японской войны. На призыв командующего войсками Кавказского военного округа к горцам Дагестана, Терской и Кубанских областей пойти на защиту Отечества откликнулись многие адыги, в том числе и Лю Трахов.
Война была кратковременной, но кровопролитной, и нанесла большой урон императорской России. Истинные патриоты, включая благородное сословие черкесов, сочувствовали поражению.
Но жизнь продолжалась. Промышленник и купец Лю Трахов приобрел наплавной мост через Кубань (в районе аула Козет). Он доставил Трахову много хлопот, однако просуществовал вплоть до 1920-х годов. В этом же месте через Кубань ходил и его паром.
Лю Трахов состоял членом Кубанского областного попечительского комитета «о тюрьмах», заботясь о том, чтобы к арестантам относились по-человечески, жертвовал на улучшение их скудной пищи. Он любил верховую езду, и неудивительно, что стал членом Кубанского поощрительного скакового общества, внося туда свою лепту.
Неутомимый предприниматель, он арендовал Чибийские плавни на 18 лет, чтобы осушить их и сделать пригодными для пахоты. Ирригационное сооружение Трахова, соединившее реку Чибий с устьем Афипса, существует и поныне.
Он строил жилые дома, приюты для малоимущих. Подобные строения появлялись в городе Майкопе и аулах Шенджий, Кошехабль, Тахтамукай, Хатажукай. Будучи действительным членом местного управления Российского общества «Красного Креста», Лю Трахов вносил посильный вклад в дело медико-санитарного просвещения населения, участвовал в строительстве Черкесского лазарета, поощрял образование и отдавал предпочтение при подборе кадров образованным и одаренным соотечественникам.
Еще до открытия собственного кирпично-черепичного завода в 1898 году Лю Трахов построил на собственные средства в родном ауле Шенджий мечеть. Затем в начале XX века из кирпича собственной выработки построил мечети в ауле Кошехабль и в Екатеринодаре.
Лю Трахов ушел из жизни 9 июля 1914 года в возрасте 60 лет. Похоронили Лю Нахлуховича в родном ауле Шенджий. Дело его продолжало жить. По-прежнему работал кирпично-черепичный завод, унаследованный сыновьями Хамидом и Меджидом, которые получили образование в Санкт-Петербурге, и дочерью Екатериной.
Хамид Трахов работал инженером-строителем при Кубанском областном правлении.
В годы Гражданской войны семья Траховых эмигрировала. Вся недвижимость Хамида и Меджида Траховых была отобрана государством. Где-то на чужбине и прервалась одна из ветвей большого рода Траховых. По данным Энвера Трахова, дочь одного из сыновей Лю Нахлуховича, то есть его внучка по прямой линии, погибла во время бомбежки Парижа в 1940-х.
На годы имя Траховых было предано забвению, но в семье всегда помнили и чтили своего великого родственника. О добрых делах Лю Трахова помнит и благодарная земля, где он жил и трудился, а имя его прочно вошло в историю.
Марина Лебедева