Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сегодня, 28 июля, в нашей стране отмечается памятная дата  — День Крещения Руси. В календарь праздничных и памятных дат этот день вошел после внесения изменений в федеральный закон о праздничных днях и памятных датах в 2010 году по ходатайству Русской православной церкви. В церковных же календарях эта памятная дата существует издавна, отмечается как день святого равноапостольного князя Владимира  — крестителя Руси.

Конец языческих богов

Это было одним из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце X века усилиями, которые предпринял князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре. Как повествуют летописцы, князь Владимир приказал бросить все изображения и скульптуры языческих богов в воду. Их было так много, что они заполнили все русло Днепра. Не желающие расставаться со своими кумирами язычники бежали по берегам, пытаясь вытащить на берег своих богов, но княжеская стража отгоняла язычников от берега Днепра.

Предпосылки для Крещения Руси появились уже давно. Земли и народы, объединенные под именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его официально приняли.

Изначально дорогу христианству к самому сердцу киевской Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она прониклась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит князю Владимиру.

Политический расчет

Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчетов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей.

Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства.

Наиболее распространенная версия Крещения Руси такова. Владимир отправил в помощь Василию II дружину численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, тем не менее автоматически вводящий его в иерархическую систему империи. 

В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра, и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как Крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

Говорят летописи

Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева.

Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская церковь. Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» (под 986 г.), князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию.

После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междоусобной борьбе, искренне принял учение церкви. 

Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.

Развивая культуру

В силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным, это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.

Византийская православная культура быстро привилась на Руси и дала мощные побеги. Этому немало способствовало существование уже развитого славянского византинизма — «ославяненной» византийской православной культуры. Центром славянской культуры в то время была Болгария, с которой Киевская Русь имела устойчивые связи. Быстро развилась самобытная русская письменная традиция.

При Ярославе Мудром (1019—1054 гг.), сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры. Устроение школ и переводческое дело приобрели значительный размах. Дети и внуки самого Ярослава хорошо знали византийскую литературу; об этом свидетельствуют, в частности, сочинения Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого.

Однако, несмотря на то что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Таким образом и возникло русское православие — причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Несмотря на это, Крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значимых событий в истории русской культуры.

Подготовил Дмитрий Крылов.

28.07.2015 в 15:48