Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Некачественные товары нам подсовываю почти ежедневно в большинстве магазинов. Особенно это касается продовольственных товаров, которые практически невозможно вернуть назад. Как быть в подобных случаях?

Иван Михалев.

С письмом нашего читателя мы ознакомили адвоката Евгения Ильченко, который специализируется на защите прав потребителей.

По его словам, товары «ненадлежащего качества», к сожалению, встречаются не так редко, как хотелось бы. Покупателям всех стран приходится время от времени сталкиваться как с мелкими недочетами купленных вещей, так и с откровенным браком. Что делать с такими покупками? Можно плюнуть, смириться и забыть. Но российское законодательство предоставляет гражданам иные возможности, среди которых и крайне неприятная для большинства продавцов процедура возврата некачественного товара.

Права потребителя при обнаружении в купленном товаре недостатков определены «Законом о защите прав потребителей», в частности статьей 18. Заметив, что покупка обладает изъянами, о которых продавец «скромно» умолчал, любой россиянин по собственному выбору, а не по настоянию продавца вправе потребовать устранения недостатков; разорвать договор купли-продажи и потребовать возврата денег за некачественный товар.

В последнем случае возврат некачественного товара в магазин как таковой может и не состояться. Закон определяет, что покупатель обязан возвращать товар с недостатками лишь по настоянию продавца и за его счет. Дополнительно закон дает право покупателю требовать полного возмещения убытков, причиной которых стала некачественная покупка.

В отношении некачественной сложной техники права покупателя несколько уже. Во-первых, ни о какой скидке (соразмерном уменьшении цены) не может быть и речи. Во-вторых, замена или разрыв договора купли-продажи с возвратом денег возможны лишь в течение 15 дней с момента получения товара (но не с момента покупки).

По истечении 15-дневного срока возврат некачественного товара возможен лишь в случае наличия существенного недостатка либо в случае нарушения сроков ремонта, определяемых законом. Даже если сроки соблюдены, покупатель вправе разорвать договор купли продажи при неоднократных ремонтах, когда он лишен возможности пользоваться покупкой в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года.

Закон о защите прав потребителей определяет крайние сроки предъявления покупателем требований в отношении недостатков товара. В соответствии со статьей 19, претензия на возврат некачественного товара может быть заявлена в течение гарантийного срока или всего срока годности.

Когда гарантийный срок установлен менее двух лет или не установлен вообще, то требование может быть предъявлено в течение двух лет с момента получения покупателем спорного товара.

Вправе ли покупатель требовать возврата денег, если гарантийный срок уже окончен? При определенном стечении обстоятельств это возможно, однако предъявлять требования в подобных случаях следует не продавцу, а изготовителю или импортеру.

Более подробно о вовращении некачественного товара вам, уважаемые читатели, могут рассказать специалисты Роспотребнадзора.

Дмитрий Крылов

28.07.2015 в 15:43