Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В первом полугодии сумма государственных заказов в Адыгее превысила 1,6 млрд. рублей, при этом было сэкономлено более 100 млн. рублей. Эти средства вернулись в бюджет и могут быть использованы для решения стоящих перед республикой задач. О том, как построена система государственных закупок, «СА» рассказал председатель Комитета РА по регулированию контрактной системы в сфере закупок Назир Мекулов.

— Закон РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу в начале 2014 года. Он сохранил важные положения прежде действовавшего законодательства о размещении заказов, позволяющие обеспечить открытость, прозрачность процедур закупок и доказавшие свою эффективность, — размещение информации о закупке на официальном сайте и проведение аукционов в электронной форме. При этом новый закон ввел достаточно большое количество новшеств. Одно из них состоит в том, что теперь возможно заключение контрактов жизненного цикла — на закупку товара или выполнение строительных работ с последующим обслуживанием, эксплуатацией, ремонтом и утилизацией.

В условиях рынка не все потенциальные поставщики следуют добросовестным практикам ведения бизнеса. Для борьбы с демпингом — продажей товаров и услуг по искусственно заниженным ценам с целью вытеснения конкурентов — введена обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на четверть.

Для обеспечения прозрачности закупок с 2016 года планируется введение в действие общедоступной единой информационной системы. Но и сейчас на специальном государственном портале (www.zakupki.gov.ru) размещаются данные о реализации закупок, реестры заключенных контрактов и иные сведения о том, как расходуются бюджетные средства. Эта информация открыта для каждого пользователя Всемирной паутины.

— Назир Амербиевич, как известно, принятие любого закона связано с определенными переходными сложностями. Много говорится о том, что при переходе на контрактную систему также были свои трудности. Как они преодолевались? 

— Первый год действия закона о контрактной системе был достаточно сложным. Неопределенность в интерпретации различных его положений вынудила государственных заказчиков провести максимальное количество закупок до его вступления в силу — в последнем квартале 2013 года. А в первом квартале 2014 года, напротив, количество закупок было минимальным. К середине указанного года сложилась ситуация, которую можно оценить как коллапс. Заказчики по объективным причинам оказались не готовы к работе в новых условиях. Трудностей добавило то, что не все они эффективно спланировали закупки и приняли меры к равномерному освоению бюджетных средств. Это привело к росту мелких и экономически нецелесообразных торгов, которые зачастую не приводили к заключению контрактов, что серьезно затрудняло нашу деятельность.

Затем ситуация стабилизировалась. Были внесены изменения в федеральный закон. Также по многим вопросам Министерством экономического развития России и ФАС были даны разъяснения. Уточнены порядок определения наименования места происхождения товара, порядки проведения конкурсов с ограниченным участием, согласования с контрольным органом закупок у единственного поставщика, установления в документации о закупке остаточного срока годности лекарственных препаратов и многое другое. 

Были внесены изменения, упростившие деятельность потенциальных поставщиков. Для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства стало достаточно просто представить соответствующую декларацию. Между тем в Адыгее подавляющее большинство участников являются именно субъектами малого и среднего бизнеса.

Тем не менее остались и некоторые сложности. Законом в определенных случаях предусмотрена такая форма проведения закупок, как запрос котировок. Суть в том, что сведения о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщаются неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте. Победителем запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену. Однако по действующему порядку заявки участников таких закупок должны подаваться в запечатанных конвертах и вскрываться на заседании комиссии под диктофонную запись. Подобный порядок призван более полно обеспечить равные условия для всех потенциальных поставщиков, но на практике это означает, что до 2016 года, когда заработает единая информационная система государственных закупок, потеряна возможность принимать заявки в электронном виде. На данный момент Кабинет Министров РА нашел временное решение проблемы путем передачи функций по проведению запросов котировок непосредственно учреждениям, которые являются госзаказчиками.

— Вопрос, касающийся каждого, — это эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на государственные закупки…

— Для повышения эффективности системы государственных закупок существует несколько направлений. Первое — это совершенствование нормативно-правовой базы. Здесь возможности региона ограничены. На уровне субъекта РФ принимаются лишь нормативные правовые акты в той части, в которой соответствующие полномочия делегированы федеральным центром.

Второе — это совершенствование системы государственных закупок и повышение квалификации должностных лиц, занятых в этой сфере. Одной из главных причин отклонения заявок участников закупок, как показывает практика, является составление заказчиками техзаданий с некорректно или непродуманно прописанными характеристиками товара, указываются избыточные сведения, ограничивающие круг возможных поставщиков, создающие сложности при реализации процедур заказов. Чтобы избежать этого, наш Комитет проводит проверку разработанных заказчиками проектов конкурсной документации, документации об аукционе. Также мы подготовили и разослали заказчикам республики письма с методическими рекомендациями, подготовленными с учетом основных ошибок и наиболее важных моментов законодательства о закупках. Периодически проводятся тематические семинары и совещания с государственными заказчиками республики.

Мы оказываем содействие в организации непосредственного обучения государственных и муниципальных заказчиков. По нашей инициативе в мае 50 человек прошли обучение по программе повышения квалификации в Пилотном центре государственных закупок Южного федерального университета по 120-часовой программе «Управление государственными и муниципальными закупками». Преподаватели центра приехали в Майкоп и провели обучение на месте, что помогло избежать затрат на проезд, проживание и командировочные сотрудников.

Еще одно важное направление деятельности — это совершенствование региональной информационной системы в сфере закупок. В нашей работе мы используем программный комплекс «WEB-Торги-КС», который предназначен для обеспечения эффективного контроля расходования бюджетных средств на этапах планирования и размещения закупок, исполнения контрактов. Данная система позволяет автоматизировать некоторые процессы закупочной деятельности, упрощает работу уполномоченного органа и заказчиков, а также позволяет осуществлять автоматизированный контроль многих процессов осуществления закупки. Планируются дальнейшая модернизация и совершенствование этой системы.

И, наконец, если говорить о повышении эффективности расходования бюджетных средств, жизнь показывает, что существуют возможности для экономии. К примеру, по поручению Премьер-министра РА Минздрав республики начал практику совместных централизованных госзакупок для медицинских нужд. Уже в ходе первых торгов это позволило сэкономить почти 11 млн. рублей из выделенных 57. Для этого были собраны заказы со всех больниц по самым закупаемым пунктам: шприцы, капельницы, физрастворы, продукты питания — и сформированы совместные лоты. Во многом именно на такой формат работы нас ориентирует руководство республики.

— Можно ли подробнее остановиться на цифрах экономии применительно к Адыгее?

— В первом полугодии Комитетом было проведено 19 конкурсов по 58 лотам на сумму 64,1 млн. рублей, экономия составила почти 1,9 млн. рублей. Количество аукционов составило более 1 тыс. на общую сумму порядка 1,53 млрд. рублей, а экономия — 110,4 млн. рублей. Таким образом, в первом полугодии сумма государственных заказов, проведенных Комитетом, составила 1,6 млрд. рублей, сэкономлено было 112,36 млн. рублей. Эти средства вернулись в бюджет и в дальнейшем могут быть использованы для решения стоящих перед республикой задач. 

— Тем не менее вопрос прозрачности, обоснованности и законности государственных закупок приобрел за последнее время серьезное общественное звучание. Этой теме уделяется особое внимание Общероссийским народным фронтом, лидером которого является Владимир Путин, иными общественными организациями и СМИ….

— В том, чтобы средства бюджета расходовались экономно и рачительно, есть и государственный, и общественный интерес. На то, каким образом осуществляются государственные заказы в Адыгее, обращали внимание и представители регионального отделения ОНФ. Каких-либо нареканий в нашу сторону не возникло.

Для более успешного взаимодействия с жителями республики и общественными организациями при Комитете РА по регулированию контрактной системы в сфере закупок создан Общественный совет, который является постоянно действующим совещательным органом. В его состав вошли представители юридической общественности, вузов республики — АГУ и МГТУ, деловых кругов и СМИ. А председателем избран президент Адвокатской палаты Адыгеи Алий Мамий.

Задачей Общественного совета мы видим обеспечение более полного взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд республики. Посредством совета мы надеемся обеспечить более полное участие граждан, общественных объединений и иных организаций в обсуждении и выработке предложений по вопросам реализации государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере закупок. Полагаю, совет должен стать площадкой для выдвижения и обсуждения общественных инициатив, связанных с деятельностью Комитета. Мы со своей стороны также надеемся на эффективное взаимодействие с Общественным советом по всем направлениям деятельности Комитета.

Дмитрий Кизянов.

Фото Аллы Салиенко.

31.07.2015 в 15:07