Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Решением комиссии при Главе РА по вопросам по Государственным премиям республики в области науки, литературы и искусства были определены 10 номинантов: четверо в области науки, четверо — в области литературы, два номинанта — в области искусства.

«СА» представит вниманию читателей материалы, посвященные произведениям и научным работам, выдвинутым на соискание Государственной премии республики в области науки, литературы и искусства. Сегодня мы представляем монографию Шамсет Шаззо «Художественное своеобразие адыгейской поэзии», которая стала номинантом в области науки.

Рассказать о создании монографии «Художественное своеобразие адыгейской поэзии» мы попросили автора.

— Монография писалась в течение многих лет, — отметила Шамсет Еристемовна. — По роду своей деятельности и творческим интересам я была значительно ближе к поэзии, нежели к прозе, сама пробовала писать в этом жанре. Немного, но пишу и сейчас. В адыгейскую литературу ввела новое жанровое образование — стихотворение в прозе. Судьба адыгейской поэзии для меня особенно близка.

В народном эпосе произведений прозаических жанров намного больше, чем поэтических, и это обстоятельство существенно повлияло на общее состояние литературы. Мысль теоретически привлекательная, но практически трудно доказуемая. Слов нет, сказочный эпос и несказочная проза (смотрите книги академика Шамсудина Хута) адыгов составляют золотой фонд национальной художественной мысли. Но означает ли это, что поэтический эпос («Нарты», громадное количество историко-героических и героических песен, песен на темы повседневной жизни народа) по своим художественно-эстетическим достоинствам менее значителен, чем достижения в других жанрах? Конечно же, нет. Высокая поэзия напрямую влияет на прозу и драматургию, и наоборот.

Следует отметить, что наши литературоведы почти все без исключения пишут или писали о поэзии, создавали очерки о поэтах. Однако имеющийся аналитический материал не исчерпывает важнейших проблем художественного и эстетического своеобразия адыгейской поэзии, наоборот, он делает проблему еще более актуальной, неотложной.

Сегодня по-прежнему актуальна теоретическая идея о системном и типологическом единстве адыгейской поэзии, условно или по традиции разделенной на устную и письменную. Убеждение в том, что письменное художественное творчество есть прямое (во всех отношениях) продолжение устного варианта народной устно-поэтической поэзии, обусловило идею о рассмотрении художественно-поэтических завоеваний народа в единой, структурно обозначенной системе.

Эпос «Нарты» обрел еще большую и более прочную основу в современной поэзии. И это заставляет рассмотреть национальную адыгейскую поэзию в широком духовном пространстве адыгского художественного мировидения как завершенную эстетическую систему с колоссально развернутыми внутри нее периодическими образованиями.

Кроме того, между так называемым устно-поэтическим и письменно-поэтическим творчеством находится большой пласт произведений устной формы, авторство которых установлено благодаря кропотливой работе профессора Абу Схаляхо. Их художественная ценность восходит к эстетике и стилистике эпоса «Нарты», историко-героических и иных произведений, образуя единое поэтическое кольцо, связующее древние звенья со звеньями современной поэзии.

Комментарий

Андрей Хакуашев, доктор филологических наук, профессор:

За послевоенные годы достигшая поры зрелости адыгская литература обрела достойных исследователей своего исторического развития. Их усилиями было подготовлено и издано значительное количество коллективных сборников о становлении и развитии национальной литературы («Вопросы истории адыгейской литературы» в двух томах), составлены очерки о жизни и творчестве наиболее известных поэтов и прозаиков, появились такие теоретические исследования, посвященные актуальным проблемам адыгейской литературы, как «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах», «Ступени» Казбека Шаззо, «Ступени развития» и «Идейно-художественное становление адыгейской советской литературы» Абу Схаляхо, «В созвездии сияющего братства» Т.Чамокова, «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» Учужука Панеша, «Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины XX века» Руслана Мамия, «Социальные процессы и личность. Состояние и проблемы» (1995) Аслана Тхакушинова и другие. Венцом их творческих усилий явилось появление фундаментальной трехтомной «Истории адыгейской литературы».

Хотя маститыми исследователями досконально рассмотрены все наиболее важные проблемы национальной литературы, появилась новая монография Шамсет Шаззо «Художественное своеобразие адыгейской поэзии». Необходимость и актуальность разработки данной проблемы обосновывается тем, что историки литературы до сих пор занимались в основном частными вопросами национальной поэзии — теперь, обобщив их находки, можно воссоздать не только историю письменной литературы, но и многовековой исторический путь адыгейской поэзии, рассмотрев ее как единую художественную систему.

Хотя свою задачу, поставленную в работе, автор именует скромной, в монографии поставлены и разработаны актуальнейшие вопросы истории национальной поэзии.

Представленная работа — фундаментальный труд, в котором скрупулезно, с привлечением громадного фольклорного и литературно-критического материала прослеживается вся многовековая история национальной поэзии. Высокообразованный филолог, Шамсет Еристемовна прекрасно справилась с выявлением социально-идейных основ многочисленных произведений как устного народного творчества, так и национальной поэзии и впервые раскрыла поэтику этих произведений. Эта новаторская работа станет значительным вкладом в адыгское литературоведение. Особо следует сказать о языке данного исследования: он не академичен и сух, а богат, точен и образен.

Материалы подготовила Марина лебедЕва. Фото Аллы Салиенко.

03.08.2015 в 19:29
Возрастная категория материалов: 16+