В нашем доме поселилось счастье
«В нашей семье ребенок может появиться не обычным путем», — предупреждала Наталья своего жениха Артема до свадьбы. А тот был согласен на все, лишь бы эта замечательная женщина стала спутницей его жизни.
Наталья и Артем Дмитриевы познакомились и полюбили друг друга в осознанном возрасте. К моменту брака им обоим было около 30 лет — возраст, когда понимаешь, чего хочешь от жизни, готов создать семью и растить детей. Но в этом и была основная загвоздка. Проблемы со здоровьем Натальи не позволяли ей стать матерью.
В 18 лет голубоглазая русская красавица Наташа уехала из родного Майкопа к родственникам в Красноярск. Как и многим молодым девушкам, ей хотелось активной жизни, строить карьеру, добиваться успеха. С возрастом стала понимать, что счастье не в этом, что никакая карьера и достаток не могут заменить сильное мужское плечо и детский смех. Артем также стремился к семье, которой у него фактически не было: он рос в детском доме.
К детям стремились оба. Понимая, что традиционно Наталья едва ли сможет забеременеть, женщина испробовала все доступные средства медицины, несколько раз готовилась к ЭКО, но в последний момент выявлялись противопоказания. Так в мучительных попытках стать мамой прошло почти 5 лет.
В нашем доме поселилось счастье
Денег от проданной квартиры хватило на небольшой домик в поселке Краснооктябрьском, но Артем и Наталья были рады оказаться в этом тихом спокойном уголке природы, где за двором шумят деревья, а неподалеку журчит речка. О детях на время перестали думать. Наталья обдумывала слова психолога: «Можно быть счастливой успешной семьей, даже не имея детей. Подумайте, почему вы хотите стать родителями: чтобы быть как все или это ваша личная потребность?»
Постепенно супруги стали строить новый большой дом, планируя большие просторные комнаты для новых членов семьи. Супруги смирились, что ребенок не появится в их жизни обычным путем, но какая разница как? Главное, чтобы дети были.
Решение взять ребенка из детского дома было взвешенным и обдуманным. Окончательно оно сформировалось, когда стены нового дома были возведены, нужно было переходить к внутренней отделке.
— Я решила, что дом мы будем достраивать уже вместе с нашими детьми, чтобы у них сформировалось чувство привязанности к родительскому дому, очагу. Такая привязанность важна для каждого человека, отчий дом — это наши корни, которые поддерживают нас на протяжении всей жизни. А для детдомовских ребят это особенно важно, — рассказывает Наталья.
Раз приняв решение, Артем и Наталья активно взялись за дело. Они стали учиться в школе приемного родителя в Майкопе, а параллельно занялись поиском детей. В органах опеки их поставили в очередь, но она не сильно продвигалась: в Адыгее проблема сиротства практически решена. Нужно было искать детей в других регионах. Активная приемная мама Анна Черкашина посоветовала: много детских домов за Уралом, поезжайте в Уссурийск, там можно найти своих детей.
На специальных сайтах Наталья и Артем стали смотреть анкеты и видеоролики ребят.
— Мы пересмотрели множество фотографий, но у меня ничего не «щелкало» внутри. Понять что-то по застывшему снимку было очень сложно. Возникала жалость, сочувствие к этим детям и не больше, — рассказывает Наталья, показывая мне фото своих детей, какими она увидела их тогда на сайте.
Действительно, обычные, ничем не примечательные мальчишки, а на девочку и вовсе не взглянешь без жалости: у малышки было косоглазие. Как разглядели в них родители своих будущих детей?
— Нам не важен был цвет глаз и волос, пол детей, мы даже готовы были к физическим недостаткам, лишь бы мы могли с ними справиться, и психологическая сохранность детей. Нашим желанием было помочь этим детям выйти в люди, реализоваться, — рассказывает Наталья.
Определиться с выбором помогли видеоролики. Конечно, в сюжетах о каждом ребенке рассказывалось что-то хорошее, но в них можно было увидеть неповторимую уникальность детей. 8-летний Ренат, как это ни странно может прозвучать, привлек внимание своими руками. В кадре он что-то мастерил, активно работал ручками, что выдавало деятельную, увлеченную натуру. 5-летний Никита привлек своей неповторимой харизмой, а его младшая сестричка Роза, 3,5 года, покорила своим шармом. Когда она улыбалась, недостатки зрения уходили на второй план, оставалось только безмерное обаяние и очарование.
Супруги еще долго смотрели различные анкеты и видеосюжеты, но в мыслях и общих разговорах постоянно возвращались к Ренату, Никите и Розе, пока окончательно не поняли: это их дети, и нужно их скорее забрать домой.
— Мы определили себе конкретную дату поездки в Уссурийск и решили, во что бы то ни стало, не менять сроки, — вспоминает Наталья.
Но одно дело наметить цель, и совсем другое — ее достичь. Формальности были улажены, в органах опеки и детских домах Уссурийска уже были готовы к приезду семьи из далекой Адыгеи, бумаги подготовлены с двух сторон. Оставалось уладить материальную сторону дела. Дорога туда и обратно, да еще с детьми, выливалась в кругленькую сумму, которой у семьи Дмитриевых не было. Но, как говорится, если Бог дает ребенка, даст и на ребенка. За две недели Дмитриевым удалось собрать нужную сумму: помогли друзья, которые знали о благой цели Натальи и Артема. Все сложилось удачно.
Ренат и Никита, воспитанники одного детского дома, уже ждали будущих родителей, видели их фотографии. Они легко пошли на контакт и по-детски наивно старались понравиться будущим маме и папе. Через пару дней общения они заявили: «Мы подумали и решили, что возьмем вас в родители и будем называть мамой и папой».
А вот маленькая Роза оказалась очень застенчивой, и если к Наталье пошла на руки практически сразу, то папу Артема поначалу не признавала. Помогли мыльные пузыри. Яркие разноцветные шарики, выдуваемые папой, рассмешили девчушку, заставили оттаять ее сердечко и довериться этому чужому человеку.
«Мы теперь не детдомовские, а семейные!» — с гордостью говорили дети, но понемногу все равно проверяли родителей. То, что так будет, Наталью и Артема предупреждали на школе приемных родителей. Дети, которых один раз бросили свои родители, чувствуют виноватыми в этом себя — значит, они плохие, а если так, то это надо продемонстрировать и новым родителям: «Вот, какой я плохой!»
Ренат и Никита то и дело спрашивали: «А если мы будем баловаться и поступать плохо, вы будете нас ругать?» На что папа задавал встречный вопрос: «А если бы другой мальчик так себя вел, как бы вы поступили?» Мальчишки задумывались и отвечали: «Наказали бы, побили ремнем!» Папа продолжал беседу: «Если не хотите, чтобы вас наказывали, ведите себя хорошо».
Но «хорошо» получалось, конечно, не всегда. Ребята могли целый день «стоять на ушах», ломать игрушки, прыгать по дивану и переворачивать все вокруг, уходить на улицу со двора без спросу и многое другое.
— Помню, как-то приготовила баклажаны к обеду, а Никита выкинул баклажан с тарелки на стол. Я была огорчена и подавлена. Муж спросил причину. А Никита, как ни в чем не бывало, отвечает: «Мне не нравится: я такое раньше не ел». Артем ему спокойно объяснил: если не нравится, не ешь, но выбрасывать еду нельзя, — рассказывает Наталья.
Так постепенно всей семьей они разработали правила поведения в доме: что можно делать, а чего нельзя. В доме появилось три веника, три тряпки для пола и много других полезных в быту вещей. Дети все вместе хотят помогать маме: подметать, мыть полы и посуду и никто свои обязанности другому не отдает. Ренат стал осознавать, что он старший, показывать пример младшим: «Я — мужчина!»
Прошел всего месяц, как в семье появились дети. Постепенно жизнь входит в привычное русло. Дети перестали проверять родителей, поняли, наконец, что их не собираются возвращать в детский дом. С этой уверенностью прекратились провокации «Я — плохой». В свою очередь Наталья и Артем стараются оправдывать детское доверие. Уж если что-то пообещали, обязательно выполняют: сказали, что вечером вся семья идет на речку, то, как бы ни устали, все равно пойдут, отложив другие дела и заботы. Того же требуют и от детей: держать слово.
— В нашем доме поселилось счастье. У детей мы научились радоваться простым вещам: зацвел цветок, вырос на грядке огурец или после дождя над домом повисла радуга. Все это — повод для счастья. Мы забываем об усталости, жизнь словно началась заново, — делится Наталья.
В комнате небольшого уютного домика, где мы общаемся, взгляд привлекает камин, уставленный семейными фотографиями. В большой раме фото детей — таких, какими их впервые увидели на сайте Наталья и Артем, — грустных и безразличных к происходящему. И как же беззаботно выглядят все трое, забегая в зал из детской, подбегая к маме со своими детскими вопросами и заботами.
В глубине двора — новый красивый дом, Наталья показывает нам расположение детских спален, мансарды, гостиной, в которой будет по вечерам собираться вся семья. Еще много предстоит сделать: внутреннюю отделку, обустроить мебелью. Но главное уже есть — семья, которая принесет в эти стены любовь, тепло, детский смех и радость. А за окнами шумят деревья, вдалеке журчит речка, все, как в Наташином детстве, счастливом и безмятежном…
Татьяна Филонова.
Фото Аллы Салиенко.