Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения человека, чье имя золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной войны, — Героя Социалистического Труда, машиниста паровоза Алия Харуновича Делова.

В «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 годов» есть такая строчка: «Знатные машинисты паровозных колонн Герои Социалистического Труда Н.Н.Атаманов, Е.М.Чухнюк, А.Х.Делов, В.М.Елисеев, М.И.Кушнер, работая в прифронтовых условиях, показывали образцы трудовой доблести и героизма. Их примеру следовали многие бригады паровозных колонн».

Алий Харунович Делов родился 15 мая 1915 года в ауле Шхашефиж (ныне — Урупский) Успенского района на берегу Урупа в многодетной крестьянской семье, где был седьмым, самым младшим ребенком. Рос любознательным и смышленым мальчиком. Учился хорошо. Однажды, отправившись с отцом на ярмарку в Армавир, он увидел мчавшийся поезд. Эта чудо-машина запала ему в душу, и он захотел стать машинистом. Со временем это желание стало сбываться. В 1932 г. он поступил в железнодорожную школу ФЗУ в Кропоткине.

По окончании учебы его направили на железнодорожную станцию Махачкала. Сначала работал слесарем. Затем Алия перевели помощником машиниста. Здесь он проработал два года, затем в феврале 1936 г. был направлен на 9-месячные курсы по подготовке машинистов в город Грозный. После учебы вернулся в Махачкалу, где работал машинистом паровоза. В июне 1939 г. был переведен машинистом паровоза в депо станции Армавир, курсировал по линии Ростов — Сочи.

С первых дней войны А.Х.Делов осуществлял военные перевозки, доставляя на передовую танки, орудия, снаряды, а назад увозил раненых и эвакуированных. Статус железнодорожников был приравнен к военнослужащим.

Осенью 1941 г. на железнодорожном транспорте впервые были созданы специальные формирования — паровозные колонны особого резерва. К локомотивам в таких подразделениях прикреплялись комплексные бригады в составе специалистов основных служб, обеспечивающих перевозочную работу. В одну из таких колонн №8 в августе 1942 г. был зачислен старшим машинистом Алий Делов. Под непрерывным огнем противника машинисты колонны Алия Делова водили поезда на прифронтовых участках Кизляр — Астрахань — Верхний Баскунчак, обеспечивая защитников Сталинграда всем необходимым для ведения боевых действий. В один из дней битвы за Сталинград, после сильной вражеской бомбежки, бригада Алия Делова отремонтировала основательно поврежденный паровоз, сама заправила его и доставила важный груз под огнем врага к месту назначения.

Как-то, когда его настиг вражеский самолет, Алий Делов, не теряя ни минуты, вылил в топку несколько ведер мазута. Черное облако заволокло небосвод, вражеский самолет был вынужден прекратить преследование.

В декабре 1942 г., получив ранение и контузию, Алий Делов попал в госпиталь. После излечения с января 1943 г. работал старшим машинистом в депо Самтредиа. А потом опять Армавир, колонна №30. Здесь Алий Делов обслуживал прифронтовые железнодорожные участки Кубани, Дона, Донбасса, обеспечивал всем необходимым войска Южного, затем 4-го и 3-го Украинских фронтов, которые вели боевые действия по освобождению Украины, Молдавии, Румынии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. за личное мужество и героизм, проявленные при вождении эшелонов под бомбежками и артобстрелами, «особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства в трудных условиях военного времени» Алий Делов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». Эту высокую награду и Золотую звезду под номером 142 А.Х.Делов получил из рук всесоюзного старосты М.И.Калинина 24 декабря 1943 г.

Алий Харунович был первым в Краснодарском крае и Адыгее, удостоенным такой высокой награды.

После вручения награды Алий Делов еще около года водил поезда по прифронтовым дорогам. Ему было присвоено звание инженера-лейтенанта тяги. Он был удостоен знака «Отличный паровозник».

В Румынии в 1944 г. Алий Харунович получил еще одно ранение и контузию, и после излечения на фронт его не пустили. Он вернулся в родной Армавир и некоторое время работал дежурным по депо, а как только позволило здоровье, вернулся на паровоз.

В 1945 г. Алия Делова направили на учебу в Москву в Центральную техническую школу. Был в качестве почетного гостя на Параде Победы 24 июня 1945 г. После технической школы работал заместителем начальника паровозного депо пограничной станции Чоп. В 1948 г. поступил в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, после окончания которого в 1953 г. в течение 11 лет работал заместителем начальника локомотивного отдела Львовской железной дороги. Алий Делов был награжден орденом Отечественной войны первой и второй степеней, боевыми и юбилейными медалями.

В сентябре 1964 г. по ходатайству Адыгейского обкома КПСС Алий Делов был переведен в Майкоп. Работал начальником котельного цеха водозаборных сооружений на целлюлозно-картонном комбинате.

В 1965 г. Алий Харунович Делов был избран председателем Майкопского городского комитета защиты мира, активно участвовал в общественной работе. В 1985 г. был участником парада в Москве, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Умер Алий Делов 16 октября 1990 г., похоронен в Майкопе. Его супруга Галина Михайловна долгие годы работала в Адыгейской республиканской гимназии. Дочь Людмила — кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник АРИГИ им. Т.М.Керашева, сын Руслан — предприниматель.

К.Ачмиз, доктор исторических наук.

25.08.2015 в 20:19