Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В редакцию позвонила читательница «СА» Анастасия Шеина и попросила рассказать о горской школе.

Шла Кавказская война, правительство России думало о просвещении детей горцев. В 1844 году был издан царский указ «Об учреждении школ на Черноморской береговой линии для обучения детей туземных жителей». А через четыре года, в 1848 году, появился августейший указ «Об учреждении в Екатеринограде (Ставропольская губерния) особой школы для детей кабардинских жителей». В 1853 году российский император подписал указ об увеличении числа мест в горской школе города Нальчика и об учреждении школы в Тенгинском пехотном полку для детей горцев.

При Министерстве народного просвещения Российской империи был учрежден особый Кавказский учебный округ с большими полномочиями и хорошим финансированием из государственной казны.

Интересно, что царскими указами регламентировалась вся жизнь горских школ, в том числе и изучаемые предметы. Наряду с Законом Божьим, русским языком, арифметикой, географией и естествознанием предусматривалось изучение «мусульманского закона», черкесского языка.

Окружные горские школы были четырехклассными. Год давался на овладение русским, а три года уходило на изучение вышеназванных предметов.

К середине 80-х годов позапрошлого века горские школы действовали во Владикавказе, Нальчике. Грозном, Сухуми и в станице Усть-Лабинской. Именно Усть-Лабинской школе и было суждено стать Майкопской горской школой. Дело в том, что Усть-Лабинская была удалена от всех центров, поэтому найти квалифицированных преподавателей было сложно (по уставу преподавать в горских школах могли только учителя с университетским образованием), и школу решили перевести в уездный Майкоп. Причем в Майкоп школа переехала не сразу — сначала она остановилась в станице Лабинской, считавшейся не такой глухой, потому как там проходили окружные ярмарки. Но и туда высококвалифицированные преподаватели ехать не пожелали.

Переезд горской школы в Майкоп завершил начальник дирекции Кубанских народных училищ В.Д.Терзиев в 1871 году. Расходы на содержание горской школы взяла на себя первоначально городская казна Майкопа, но тут же выяснилось, что горская школа городской казне не по карману. В.Д.Терзиев продолжил хлопоты перед Министерством народного просвещения России о выделении средств на школу из государственной казны. В 1880 году вышел императорский указ о ежегодном выделении Майкопской горской школе по 1500 рублей — сумма по тем временам солидная.

Но где располагалась эта школа? По одной версии — сразу за домом купца Зиньковецкого (нынешний Дом офицеров). Здание это не сохранилось, на его месте построено новое. Согласно другой — в помещении нынешнего колледжа на улице Пушкина между зданием театра и машзаводом.

Поскольку учащимися горской школы были выходцы из аулов, там был организован полный пансион с питанием и проживанием. Местная майкопская газета писала о литературно-музыкальном вечере, проведенном в горской школе: «Исполнялись песни и романсы, разыгрывались сценки из пьес и водевилей. Артистами были преподаватели и учащиеся школы. Вечер собрал большую публику. На него собрались, помимо приехавших из аулов родителей учащихся, и представители местной интеллигенции». Об огромном внимании российских властей к горской школе говорит тот факт, что директором этого учебного заведения был назначен титулярный советник (гражданский чин, соответствующий генеральскому званию) Яков Монзолевский. Он первый рискнул принять в качестве учителей и на должности воспитателей выпускников других горских школ. Наставниками учащихся школы стали чеченец Т.Э.Эльдарханов, черкес П.И.Тамбиев.

Выпускники Майкопской горской школы поступали в гражданские и военные учебные заведения России. После обучения военному делу становились унтер-офицерами и служили в царской армии.

Просуществовала Майкопская горская школа до открытия в городе механико-технического училища. При этом училище был пансион (интернат) на 90 учащихся. В него зачислили 25 учащихся расформированной горской школы, 55 детей казачьего сословия и 10 человек из купеческих и мещанских семей. Горская школа сделала всего несколько выпусков. Но она внесла огромный вклад в укрепление дружбы между русскими и адыгами. Подтверждением тому красноречивый факт — когда началась Первая мировая война, многие горцы изъявили желание добровольно идти на фронт и в рядах Кавказской дивизии рука об руку сражались против врага, становились Георгиевскими кавалерами.

Найти бы точно, где располагалась Майкопская горская школа, да установить бы там памятный знак.

Дмитрий Крылов

31.08.2015 в 14:28
Возрастная категория материалов: 16+