Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Общий долг за тепловую энергию потребителей столицы Адыгеи филиалу ОАО «АТЭК Майкопские тепловые сети» по состоянию на 31 августа составил 157 млн. руб. Это не позволяет предприятию рассчитаться с поставщиками энергоресурсов, поэтому оно вынуждено использовать кредитные средства.

По состоянию на 1 августа долги россиян за услуги ЖКХ превысили рекордный рубеж — 1 трлн. руб. В структуре задолженности более 40 процентов приходится на тепло и горячую воду. Причем долги физических лиц из этой суммы составляют не более 15-20 процентов, остальное приходится на УК, ТСЖ и промышленные предприятия. Солидная сумма долга накопилась и у потребителей тепла и горячей воды в Майкопе: на конец августа она составляет 157 млн. руб.

О том, как влияют долги на деятельность теплоснабжающей организации — Филиала ОАО «АТЭК Майкопские тепловые сети» и какая работа проводится по снижению задолженности, мы беседуем с исполняющим обязанности директора предприятия Игорем Скрипниченко.

— Игорь Владимирович, кто они, эти потребители, которые входят в «черный список» ваших должников?

— Основная сумма долга накопилась у управляющих компаний (УК) — 111 млн. руб., достаточно велика она и у товариществ собственников жилья (ТСЖ) — 23 млн. руб., еще 8 млн. руб. нам задолжали жители частного сектора.

Что касается УК, то здесь наибольший долг по состоянию на 31 августа у ООО «УК ЖЭУ №4» — 13 млн. руб., ООО «УК ЖЭУ №5» — 10 млн. руб. и ООО «Лира» — 3,8 млн. руб. Среди товариществ собственников жилья основными должниками являются ТСЖ «Строитель», ТСЖ «Димитрова 14», ТСЖ «Хакурате», ТСЖ «Эдельвейс» — они задолжали в пределах 1,6-1,7 млн. руб.

Есть у нас примерно 10 злостных неплательщиков и среди жителей частного сектора, их долги составляют от 60 до 95 тысяч руб. Кроме того, ряд управляющих компаний и организаций города находятся в стадии банкротства, в связи с чем нереальная ко взысканию задолженность за потребленную тепловую энергию составит ориентировочно более 59 млн. руб. Эти средства могли быть использованы филиалом на погашение кредиторской задолженности, развитие сетей и замену оборудования.

— Как влияют эти долги на деятельность вашего предприятия?

— Крайне негативно. Не получив этих средств, мы не имеем возможности их использовать для расчетов за полученные энергоресурсы с поставщиками газа, электроэнергии, воды. И чтобы произвести эти расчеты и не накапливать долгов перед ними, наше головное предприятие вынуждено брать кредиты в банке под проценты. Кроме того, часть этих средств мы могли бы использовать на реконструкцию теплоэнергетической системы, замену оборудования и тепловых сетей, износ которых составляет 67 процентов.

Да, мы хорошо подготовили свои котельные к зиме, максимально использовали имеющиеся средства. Но постепенно наши основные фонды стареют, и требуется планомерная работа по их модернизации. Однако, не получая средств за свои услуги, мы не имеем возможности это делать в полном объеме.

— Проводите ли вы претензионную работу с должниками?

— Конечно. Как только сумма долга превышает сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, мы направляем досудебные предупреждения должникам о необходимости погасить задолженность. Если в течение месяца долги не погашаются, дело передается в суд, и вопрос с долгами решается уже в судебном порядке. Кстати, в этом году мы подали в суд 270 исков, в результате приняты судебные решения о взыскании с должников задолженности в размере 90 млн. руб. Сегодня судебные приставы работают по данному вопросу. Кроме того, наши работники тесно взаимодействуют с ТСЖ и жителями частного сектора по возврату долгов, в том числе в нерабочее время. Они выезжают с кассой по адресам и предлагают неплательщикам погасить свои долги. Должникам, которые не оплачивают свою задолженность, вручаются досудебные предписания.

— А можно ли к злостным неплательщикам применить более жесткие меры, к примеру, отключить их от горячей воды?

— Перед началом отопительного сезона отключение горячей воды у должников, накопивших крупные суммы долга, возможно. Мы эту меру уже применяли там, где есть техническая возможность. В соответствии с законодательством за месяц, а затем еще раз за три дня до отключения предупреждали неплательщика о необходимости погасить долг. Если эти предупреждения не давали эффекта, то мы отключали абонента от горячей воды — перекрывали этот ресурс либо отрезали от него. В дальнейшем этот потребитель будет должен не только погасить свой долг за тепловую энергию, но и произвести по тарифу оплату подключения горячей воды. Так что лучше своевременно платить за услуги и не доводить дело до отключения от них.

В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг в случае управления многоквартирным домом управляющей компанией или ТСЖ при наличии у граждан задолженности более чем за два расчетных периода управляющие организации, являющиеся исполнителями услуг, вправе отключить не только услугу, которая не оплачена, но и другие коммунальные услуги (например, электроэнергию).

— Ну а если у человека случилась экстремальная ситуация: к примеру, он заболел или лишился работы, в результате чего ему элементарно не за что произвести оплату, и он просит дать отсрочку платежа. Идете ли вы таким людям навстречу?

— Безусловно. И ни в коем случае не отказываем людям в реструктуризации долга. И тем, кто готов сотрудничать с нами в вопросе погашения задолженности, мы даем рассрочку до 3-4 месяцев при условии полной оплаты текущих платежей. При этом заключаем с ними договор о рассрочке, в котором учитываем пожелание абонента. И если он, к примеру, имеет возможность заплатить больше в первый месяц, а меньше в третий, то мы не возражаем против этого. Но если график погашения долга абонентом нарушается, то договор расторгается.

— А какова динамика неплатежей, возросли ли они по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?

— К сожалению, долги растут, хотя и незначительно — сказывается претензионная работа с неплательщиками. Рост задолженности в целом за коммунальные услуги характерен для всех регионов страны. Этой проблемой озабочены власти на федеральном уровне. Уже подготовлен законопроект по ужесточению мер к должникам, стимулирующий финансовую дисциплину при оплате коммунальных услуг. Он предусматривает дополнительные штрафные санкции для неплательщиков, в частности, размер пени будет увеличен.

— А от кого, на ваш взгляд, зависит платежная дисциплина?

— Считаю, что в первую очередь от сознательности граждан. Они должны понимать, что за полученные коммунальные ресурсы, так же как и за любой товар в магазине, необходимо платить, причем своевременно. Велика роль в этом вопросе и УК, которые в силу закона обязаны собирать плату за коммунальные услуги и применять соответствующие меры к неплательщикам. Выше я уже привел примеры внушительных долгов перед нашим предприятием некоторых УК. Но есть и положительные примеры. Так, дисциплинированно рассчитывается за тепло и горячую воду ООО «УК ЖЭУ №1», которое практически не имеет долгов перед нами.

Владимир Киселев.

Фото Аллы Салиенко.

11.09.2015 в 14:19