Сом уснул глубоким сном?
В реке Фарс несколько дней подряд жители трех районов Адыгеи руками ловили рыбу.
Не только народ Гиагинского, Кошехабльского и Шовгеновского районов, где течет река Фарс, стал в минувшие выходные невольным свидетелем стихийного рыбного промысла. На рыбалку отправились домашние кошки и собаки. И даже лисы, изменив дикому инстинкту бдительности, вышли из окрестных прибрежных зарослей на берег, чтобы поживиться.
«Замануха» с плесом
По словам очевидцев, на реке Фарс такое случается не в первый раз. По некоторым данным, неприятный кислый запах забродившей органики от реки местные жители уже чуяли около двух месяцев назад. Иногда бывало, что в реке появлялась и «снулая» рыба.
Но в таких количествах, как в первые дни сентября этого года, рыбных косяков еще не попадалось. Животных привлекла не погибшая, а еще живая, но с помутившимся рассудком, приманка. Легкая добыча рыбы вызвала живой интерес и у людей.
О том, что в реку Фарс «что-то попало» в окрестностях станицы Дондуковской Гиагинского района, в республиканском центре стало известно в понедельник, 7 сентября. В прокуратуре Гиагинского района Адыгеи факт нарушения природоохранного законодательства зафиксировали.
— Гибель рыбы в реке Фарс в районе станицы Дондуковской в незначительном объеме действительно установлена. Мы пригласили специалистов Роспотребнадзора, Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам республики, регионального Россельхознадзора для проведения соответствующей экспертизы. По ее результатам будет установлено, в каких объемах реке причинен ущерб и что послужило тому причиной, — рассказал прокурор Гиагинского района Казбек Теучеж.
В тот же день к действиям прокуратуры района подключилась и местная полиция.
— Сейчас нами проводится процессуальная проверка факта гибели рыбы в реке, по ее окончании будет дана юридическая оценка произошедшего. На основании этого и будет принято решение о привлечении виновных к ответственности, — пояснил временно исполняющий обязанности начальника Отдела МВД России по Гиагинскому району Иван Скиданов.
О количестве ущерба, причиненного реке и природе, правоохранники не могли судить, поскольку подсчеты гибели рыб в Фарсе должны были произвести по результатам экспертиз в межрегиональном рыбнадзоре.
— Всплывшая рыба была замечена в районе железнодорожного моста через реку на окраине станицы Дондуковской. Но это район пионерлагерей, дальше там находятся отстойники и свалка. Откуда и что попало в реку — неизвестно. Хотя с рекой такой факт у нас замечен впервые. За несколько лет до этого случаи гибели рыб отмечались, но в прудах и весной, когда шел подъем воды. Сейчас, возможно, в реку попала сыворотка из сыроварен, в ней есть бродильные вещества, и это вызвало такую реакцию, — поделился мнением глава Дондуковского сельского поселения Александр Фель.
— Да, «звон» идет по станице, что рыбу заморили, но чем — непонятно. Не сказать, что сейчас подмор произошел массово — мелкая кое-где замечена по берегам. Крупная рыба если и очумела, то уже отошла. В социальных сетях вон показывают, как люди в сыворотке купаются, говорят, это даже полезно, здоровье укрепляет. Несанкционированные сливы из сыроварен были и раньше. Года два назад жалобы были из аула Джерокай, но от чего был в реке запах, так и не установили, — рассказал глава станицы Дондуковской Сергей Соболев.
По словам руководителей местной власти, в предыдущих случаях в водоемы сливали сыворотку (или что-то еще) ночью, поэтому кто и как это делал, установить было практически невозможно — в Дондуковской больше десятка частных индивидуальных предпринимателей занимаются варкой сыра на своих подворьях.
Возможно, поэтому мнения по установленному крайнему факту у чиновников местных и даже межрегиональных контрольных ведомств оказались неоднозначными? «Человек, который шел по берегу, возможно, и набрал мешок рыбы по всему Фарсу» или «Кто-то заснял на видео погибшую рыбу возле берега — одной кучкой, а если «картинку» увеличить, это ж получается гора! На самом деле там с десяток мелких рыбин и есть».
Среди причин, которые вызвали рыбий мор, назывались жара, «сырный обрат», сливы сыроваров, отходы соевого завода, кирпичного производства, влияние отстойников, свалки и пр.
«Все гораздо проще: планку прорвало в «заманухе» — это такие места, куда вода попадает при подъеме реки и там остается. Прорвало барьер из нанесенного рекой мусора, вода ушла. Рыба от жары просто погибла», — озвучил нам и такое мнение один из чиновников, ответственных за природоохрану.
Берег «удачи»
— Слух по прибрежным поселкам в Кошехабльском районе «поплыл» еще в пятницу, 4 сентября: мол, рыба чуть ли не на берег из реки стала выбрасываться. Пошли смотреть, действительно — мелочь всплыла уже кверху брюшками, особенно много ее было на перекатах. На реке была заметна как бы маслянистая пленка. Видимо, в воде не хватало кислорода, плюс жаркая погода, мелкая рыба засыпала и гибла. Крупные сомы пытались спасаться, подплывали к берегу, хватая ртом воздух. Казалось, они как очумелые барахтались, выбиваясь из сил. Тех, что еле шевелили плавниками, люди вытаскивали из воды голыми руками и собирали в ведра и мешки, — рассказали в редакции «СА» очевидцы из Дмитриевского сельского поселения Кошехабльского района.
Сначала рыбу собирали на корм домашним кошкам и собакам, для которых вдруг наступил не просто рыбный день, а, по выражению одного из селян, «праздник души и именины сердца». Все отведавшие приснувшей рыбки остались живы-здоровы и даже веселы. Из этого факта люди сделали вывод, что рыба не отравлена, а ее странное поведение «произошло от недостатка кислорода и одурманивания слитой в реку сывороткой».
— Такое и раньше случалось, когда отходы сыроваренного производства из станицы Дондуковской попадали в реку. От воды даже запах сыворотки иногда исходил. Но сыворотка — это же не химия. Рыба очумела, но в пищу вполне годится, — говорят в Джерокае.
Некоторым жителям Дмитриевского сельского поселения повезло добыть из реки и пудовых сомов — еще живых их глушили палками. К примеру, один из местных рыбаков-любителей тащил громадного сома на своем плече, а хвост рыбины волочился по траве. Но, как известно, рыбачьим байкам грош цена, и в большинстве случаев сомам требуется «подрезать хвосты». А сам факт, что рыбой из реки «кормилось» если не местное население, то домашняя живность, а также лисы, должен повлечь определенный ажиотаж среди проверяющих. Ведь журналисты республиканского телевидения об этом сообщили во всеуслышание.
Местные жители рассказали, что уснувшую рыбу собирали на берегах и перекатах по течению Фарса, начиная от железнодорожного моста станицы Дондуковской, что в Гиагинском районе, и далее в Кошехабльском и Шовгеновском районах. Причем все это происходило не один день.
По логике вещей, «поймав» такой факт вмешательства в природу, любой контрольно-надзорный чиновник должен был осетром на берег выплеснуться! Для него это — «хлеб», законный успех и карьерный рост.
Фарс летом — не быстрая горная река, но течение у нее все-таки есть. По всем законам физики и органической химии то, что вылилось в реку в одном месте, унесет течением дальше, включая погибшую рыбу. Пятно жира (или какого-то вещества из производственных отходов) быстро не может раствориться в воде, а значит, подмор рыбы, коль уж он начался, мог пойти и дальше?
Ниже по течению реки Фарс расположено много населенных пунктов, причем расстояние между ними невелико. Местные жители нам охотно их перечислили: Красный Фарс, Новоалексеевский, Дружба, Плодопитомник, Дмитриевский, Отрадный, Политотдел — в Кошехабльском районе. Далее в том же направлении по речному берегу располагаются аулы Хачемзий, Джерокай и хутор Свободный Труд — в Шовгеновском районе.
Впрочем, некоторые чиновники нас даже уверяли, что Фарс течет в противоположном направлении: из этих поселков — в станицу Дондуковскую. То есть Фарс, будучи притоком более крупной горной реки Лаба, не впадает в нее в Красногвардейском районе республики, а наоборот — из Лабы «выпадает»…
— Пятно сброса из Дондуковской уплыло в другие районы. Народ рыбу по берегам собрал, лесная живность по ночам подобрала то, что осталось от подмора. И что осталось замешкавшимся комиссиям, которых люди пытались уверить в массовом заморе рыбы? В этот раз факт вряд ли будет установлен экспертами и правоохранительными структурами. И виновные не понесут наказание. Возможно, на какое-то время несанкционированные сбросы отходов в реку прекратятся, но и только, — уверены жители станицы.
Как говорится, до следующего «рыбного дня». Или сырного?
Елена Космачёва.