Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Несколько лет ушло на внедрение регионального инвестиционного стандарта, который в свое время активно продвигал Минрегионразвития. Наконец, он появился практически во всех регионах. Несмотря на то что стандарт не является прямой гарантией притока инвестиций, свою эффективность он уже показал.

Что представляет собой региональный инвестиционный стандарт? Он состоит из 15 лучших инвестиционных практик, которые доказали свою эффективность в регионах с наиболее сильной экономикой.

— Стандарт — это перечень минимальных требований к процессу взаимодействия инвесторов и органов исполнительной власти в регионе, соблюдение которых будет способствовать улучшению регионального инвестиционного климата. Он представляет собой набор услуг, предоставляемых инвесторам и предпринимателям органами исполнительной власти. Единственным механизмом обеспечения эффективной работы органов власти в данном направлении является постоянный мониторинг качества предоставления таких услуг, — говорит генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин.

По данным за шесть месяцев этого года, 70 регионов России полностью внедрили требования всех 15 разделов стандарта. Это значит, что утвердили инвестиционную стратегию региона, сформировали план создания инвестиционных и инфраструктурных объектов, приняли нормативные акты о защите прав инвесторов и механизме поддержки инвестиционной деятельности, создали специальные организации по привлечению инвестиций, открыли интернет-порталы по инвестиционной деятельности, а также внедрили единый регламент сопровождения инвестпроектов по принципу «одного окна».

В 10 регионах внедрили от 12 до 14 положений стандарта. По данным АСИ, наименьших результатов пока что достигли Чукотский автономный округ, Республика Крым и Севастополь. Но работа по реализации проекта ведется и там.

— Основное условие плодотворной работы — готовность органов исполнительной власти к открытому диалогу и обсуждению всех проблем, лежащих в плоскости конкретных субъектов, с экспертами, представителями деловых ассоциаций и бизнес-сообщества. Примерами такого партнерского диалога могут служить Камчатский край, Кемеровская, Московская, Новосибирская и Омская области. Особо стоит отметить опыт Кабардино-Балкарской Республики в области информационного сопровождения внедрения стандарта. Успешный опыт Тюменской области был внесен в сборник лучших практик, — сообщил Андрей Никитин.

Наличие инвестиционного стандарта — отнюдь не гарантия резкого притока инвестиций и создания новых рабочих мест. Это прежде всего открытые возможности для инвесторов и конкурентные преимущества субъектов.

Тем не менее, по данным АСИ, определенных результатов достичь удалось. Как минимум в 11 регионах страны показатели инвестиционной активности за первый квартал 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го (когда стандарт еще только-только запускался, да и то не везде) имели положительную динамику по основным пунктам. Это количество рабочих мест по инвестпроектам, объем инвестиций и общее количество проектов. В числе таких регионов — Татарстан, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Вологодская, Калининградская, Курская, Нижегородская области и другие субъекты.

— Пока явный рост объема инвестиций за счет внедрения стандарта неочевиден, так как инвестиционный цикл — это 2-3 года, а стандарт внедрялся совсем недавно. Кроме того, усложняет оценку эффекта то, что многие регионы обладали очень низкой базой, поэтому даже отдельный случайный проект может давать им в отдельные годы очень высокие цифры прироста. Тем не менее очевидно, что целый ряд процедур для инвесторов реально упростился, передовые регионы теперь известны даже иностранцам, а процедуру внедрения инвестиционного стандарта в большинстве регионов активно поддержал местный бизнес, — говорит управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» Моисей Фурщик.

Мария Волкова.

17.09.2015 в 14:56