Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Учащиеся младших классов и в этом году останутся без присмотра после окончания уроков. Госдума отклонила законопроект о бесплатной продленке для школьников.

…Разгар дня. На детской площадке резвятся мальчишки лет восьми, в черных брючках и уже далеко не белых рубашках. Они гоняются друг за другом, прыгают в осеннюю листву, падают на запыленную траву. Рядом горкой валяются портфели и рюкзачки.

— Ребята, в школу не опоздаете?

— А у нас уже уроки закончились.

— А почему домой не идете?

— Так дома скучно, а на улице весело! — не отрываясь от игр, отзываются дети.

И такая картина с наступлением учебного года повторяется ежедневно, как дежавю: начиная с обеда школьники младших классов не торопятся идти домой, а тем более — садиться за уроки. Контроля нет ни со стороны школы, ни со стороны родителей, находящихся на работе.

Все потому, что со вступлением в силу Закона «Об образовании», согласно которому учредители могут «устанавливать плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня», большинство школ страны отказались от «продленки» как таковой. Адыгея не стала исключением, потому как закон на все регионы распространяется одинаково. Однако получилось так, что платную «продленку» по разным причинам школы создавать не торопятся, а бесплатная — уже канула в лету.

Что такое продленка, как называют группы продленного дня в начальной школе, многие из нас знают на собственном опыте. После окончания уроков дети остаются в школе до определенного времени под присмотром учителя. Несколько лет назад это понятие претерпело изменение и практически перестало существовать. Закон «Об образовании» отдал это право на откуп администрации учебных учреждений. То есть по желанию родителей может быть организована «продленка» за определенную плату. А если администрация школы не имеет возможности (или желания) ее создавать, то учащиеся начальных классов по окончании уроков должны отправляться по домам.

А теперь рассмотрим, в чем корень проблемы. Родители в основной массе работают до 5-6 часов вечера. Уроки в начальной школе заканчиваются в районе обеда. Дополнительные занятия, положенные по ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту), увеличивают учебный день на пару часов. Таким образом, маленького ученика кто-то из школы должен встретить. Хорошо тем, кому на помощь приходят заботливые бабушки, дедушки, другие родственники и друзья. А если нет помощника и возможности ежедневно убегать с работы? При этом учитель не имеет права отпускать ребенка домой самостоятельно без письменного согласия родителя или законного представителя. И если родители такое согласие подписывают, то тем самым берут на себя всю ответственность за малыша. За то, как он перейдет через проезжую часть, за то, что может заблудиться или заиграться с друзьями, за все, что, не дай бог, может случиться с 7—9-летним учеником. Даже самый послушный и ответственный ребенок может попасть в непредвиденную ситуацию, после которой родители будут кусать локти, а администрацию школы замучают проверками.

Еще одна сторона медали: выполнение домашнего задания целиком и полностью лежит на плечах родителей. Даже если после занятий дети находятся в так называемой дежурной группе, уроки учителя с ними делать не обязаны. Соответственно ребенок готовит их с родителями. А если родители работают, то время для уроков приходится в лучшем случае на 7-8 часов вечера. В это время детский мозг уже не так четко воспринимает информацию, а значит, домашние задания выполняются скорее для учителя, чем для развития школьника.

Конечно, проблема отсутствия продленки коснулась только работающих родителей. Более того, некоторые родители отказываются даже от внеурочных занятий, положенных по ФГОС.

— Многие родители учащихся нашего лицея, напротив, интересовались, можно ли не посещать дополнительные кружки после уроков, так как дети посещают музыкальные и спортивные школы, занимаются в танцевальных студиях, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №35 Анастасия Филиппова.

Как пояснили «СА» в городском комитете по образованию, на заявления родителей школа должна реагировать, но в рамках своих полномочий и возможностей.

— Вопрос о продленке — трехсторонний. Когда есть необходимость у родителей, заинтересованность со стороны детей и финансовые возможности у школы, то учреждение изыскивает ресурсы и организовывает группы продленного дня. Ведь для этого нужны и свободные помещения, и педагоги. А финансовое обеспечение у каждой школы разное. Если нет возможности или не возникает необходимости, эту услугу школы не предоставляют. А чтобы не было недопонимания в этом вопросе, школы должны вести диалог с родителями и мониторить ситуацию, — подчеркивает начальник отдела общего среднего образования Комитета по образованию МО «Город Майкоп» Виктория Гайко.

По ее словам, на сегодняшний день в Комитет обращений от родителей по поводу отсутствия групп продленного дня в школах не поступало. Но, как мама школьника, скажу: пока родители жаловаться не торопятся, потому что во многих школах обещают со временем организовать так называемые дежурные группы. Это когда дети из нескольких разных классов находятся под присмотром одного педагога, который только следит за учениками, но заниматься по предметам и делать уроки с ними не обязан. И то, такие группы рассчитаны в основном на первоклашек. И обещать — еще не значит сделать.

Принимая такое положение дел, стоит ли удивляться, что уровень подготовки детей в начальной школе падает?

Получается, если я, как мама, хочу, чтобы мой сын хорошо учился (справедливое желание, не правда ли?), выполняя задания днем, при хорошем освещении, в то время, когда знания усваиваются, то мне нужно уволиться с работы? Или, может быть, всем работающим мамам учеников начальной школы уволиться с работы? В СССР во всех школах страны работали группы продленного дня. Были они и во времена перестройки, и в неспокойные 1990-е, и даже в начале 2000-х. Почему же сейчас, когда к образованию детей приковано столь пристальное внимание, продленка вдруг перестала существовать? В ответ на этот вопрос чиновники как федерального, так и регионального уровня разводят руками и отсылают к юристам, а те, в свою очередь, указывают на Закон «Об образовании». Так что вопросов больше, чем ответов.

Тема реформирования образования продолжает оставаться животрепещущей и скандальной. Вопрос продленки в прошлом учебном году обсуждался на всех уровнях — от родителей и академиков от образования до законодателей и активистов ОНФ. На защиту детей встали депутаты. Но прицельный, казалось бы, выстрел ушел в пустоту. Государственная дума отклонила в первом чтении законопроект об отмене взимания платы за пребывание детей в группах продленного дня в государственных и муниципальных школах.

— За питание учащихся платят родители. А его организация и санитарно-гигиеническое обеспечение как раз и есть та небольшая сумма, которую, к сожалению, сегодня нельзя включить ни в расходы на реализацию образовательной программы из регионального бюджета, ни в средства, которые заложены в обязательства органов местного самоуправления, потому что они отвечают за создание условий для оказания услуги, но не за саму услугу, — заявила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова.

Авторы законопроекта предлагали внести поправки в Закон «Об образовании», чтобы исключить взимание платы за пребывание учащихся в группах продленного дня в государственных и муниципальных школах.

Но опрос, проведенный «СА», показал, что многие родители готовы платить за продленку адекватную, разумеется, цену. Но школы как-то не торопятся эту услугу предлагать даже за финансовый расчет. Администрация школы просто ставит родителей перед фактом, что продленки в учреждении нет и не будет.

Так что, похоже, еще долго родителям 7—9-летних ребят придется беспокоиться о том, чем их дети заняты после уроков. Продленка, такая необходимая работающим мамам и папам, останется в мечтах.

Елена Маркова.

P.S. «СА» приглашает к дискуссии на эту тему всех заинтересованных лиц: родителей, учителей, руководство школ и представителей республиканского Министерства образования и науки.

22.09.2015 в 14:11