Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Как трехлетняя деятельность имама, не имеющего специального духовного образования, привела к трагедии в 7 семьях Адыгеи и почему молодежь, поправ вековые традиции и законы истинной религии, покидает самых близких людей, оставляя их в полном неведении.

Попранная истина в устах ложной веры

С начала текущего года в Адыгее зафиксировано 7 случаев выезда жителей города Адыгейска в страны Ближнего Востока, предположительно – на территорию, подконтрольную боевикам террористической организации ИГ. Из Адыгеи они выехали с семьями, где есть малолетние дети. Младшему из них всего 8 месяцев. Следуя канонам призрачной идеологии, навязанной, по некоторым данным, имамом местной мечети, который в действительности даже не имел специального духовного образования, бросив свои дома, своих отцов, которые теперь посвящают жизнь поискам детей, своих матерей, в неведении приливающих слезы днем и ночью, они попросту исчезли. Редкие весточки от них – короткие телефонные звонки и сообщения – не обнадеживают. Дети заявили родителям, что ступили на «истинный путь». Путь, в реальности далекий от того, что принято называть истиной. Путь, свернуть с которого практически невозможно…

«Он даже мать перестал называть мамой»

Вот уже несколько месяцев Юрий Нехай и его супруга не знают точно, где находится их 24-летний сын Мурат с женой и годовалой дочкой. В начале июля они сказали родителям, что на три дня едут в Сочи. А потом сын прислал голосовое сообщение, в котором сказал, что он с семьей отправляется в Египет – изучать Коран. И попросил родителей не беспокоиться…

Однако беспокоиться за сына родители начали еще задолго до отъезда. По словам Юрия Нехая, изменения в поведении Мурата он стал замечать с того момента, когда в городской мечети три года назад появился новый имам Юсуф Шеуджен. В тот момент супруги и в страшном сне не могли предположить, какой трагедией в итоге эти изменения обернутся для их семьи…

— Имам для сына был и законом, и авторитетом. Когда я, его отец, высказывался против его духовного наставника, говорил о том, что меня в нем что-то смущает, сын начинал яро его защищать. Вот это и дает повод думать, что этот человек подчинил Мурата, — рассказывает Юрий Нехай.

Родители Мурата Нехая стали замечать, что сын стал скрытным, замкнутым. Сильно изменились и его взгляды на традиционный ислам.

— Он стал говорить, что все вокруг должно быть мусульманским, ничего «грязного». Только потом я понял, что это означало. Его пошагово готовили, внушали, что здесь, в Адыгее и в России, невозможно быть правоверным, — говорит отец молодого человека.

Так сначала Мурат Нехай охладел к друзьям, не разделявшим его новых взглядов. Следующим шагом стало оттеснение родителей и сведение их влияния к минимуму. В какой-то момент он даже мать перестал называть мамой…А это уже противоречит законам не только ислама, но и любой другой религии, где отношение к родителям, подарившим жизнь, — свято. А потому Юрий Нехай практически уверен, что его сын стал жертвой вербовщиков.

Боевики ИГ практически с начала основания организации стали применять эффективную тактику вербовки. И даже акции с массовыми расстрелами и отрубанием голов – хорошо продуманный психологический ход. Наиболее действенной площадкой по вербовке в экстремистские организации остаются социальные сети. Если закрывается один аккаунт, тут же где-то открываются два новых. Рост числа экстремистских площадок в Сети идет в геометрической прогрессии, что и приводит к результату, когда все большее число людей оказываются под влиянием информации, привлекающей мужчин, женщин и даже подростков в ИГ. По некоторым оценкам экспертов, к террористической группировке на сегодняшний день присоединились уже более 20 тысяч бойцов со всего мира, в том числе из России. Вербовщики ИГ, будучи хорошими психологами, действуют профессионально, находя самые слабые точки в сознании своих «подопечных».

— Выдергивая из контекста аяты, боевики подкрепляют свои лозунги высказываниями Пророка, искажая их смысл. Так они играют на чувствах молодежи, — комментирует заместитель муфтия Адыгеи и Краснодарского края Ибрагим Шхалахов.

Ключевое слово здесь – «молодежь». Все 7 семей – 21 человек, уехавшие из Адыгейка, — молодые семейные пары. Практически у каждой из них на руках были маленькие дети. Но ни страх за жизнь своего ребенка, который, казалось бы, должен жить в любом родителе, ни вековые традиции и законы ислама, по которым бросать престарелых отца и мать – огромный грех, их не остановили.

— Если человек правильно думает, следует истинной религии, то он никогда не оставит семью — отца, мать, сестер. По законам ислама семью нужно в любой ситуации поддерживать, — говорит имам аула Мафэхабль Магомед Хасани.

«Я обязана починиться воле мужа»

Трагедию семьи Нехай разделяют и другие семьи, чьи родные вот также внезапно покинули родной дом и страну. Жительница Адыгеи, пожелавшая не называть свое имя, рассказала, что год назад ее единственная дочь вышла замуж, а через три месяца, уже будучи беременной, неожиданно исчезла вместе с мужем. Позже она вышла на связь с матерью по телефону. Но на вопросы, связанные с отъездом, отвечать отказалась. Отъезд мотивировал тем, что «жена должна слушаться мужа и следовать за ним».

— Первые 3 месяца я была уверена, что она в Турции. Но потом она сказала: «Мама, я нахожусь в Сирии. Я больше не буду скрывать этого», — рассказывает женщина.

Сердце матери верит, что она еще сможет вытащить дочь из этого ужаса. По ее словам, супруг дочери был вполне самостоятельным молодым человеком, работал строителем, в деньгах семья не нуждалась. Будучи мусульманином, соблюдал традиции и обряды, но без фанатизма. В какой именно момент все изменилось. Что послужило причиной, она до сих пор не знает. Однако, по словам родственников покинувших Россию, очевидно, что имам Юсуф Шеуджен являлся приверженцем террористической организации ИГ и агитировал прихожан к ней присоединиться.

Юрий Нехай в этом просто уверен. Не зная, где еще искать помощи, отец направил обращение в Общественную палату при Президенте РФ. Его подписали многие жители Адыгейска.

«Со слов Мурата имам Шеуджен Юсуф агитировал их в том, что Россия – не то государство, где надо жить и исповедовать нормальный ислам и что надо уезжать за границу. Примерно в январе 2015 года одна из семей, проживавших в Адыгейске, которая общалась с семьей нашего сына и посещала эту же мечеть, неожиданно уехала за границу. Куда именно, никто не знает. После этого из Адыгейска уехали еще три семьи. Это все были неправильные доводы проповедования ислама имамом Шеуджен Юсуфом, направленного на достижение ему известных целей».

Эти доводы подтверждают и в Духовном управлении мусульман Адыгеи и Краснодарского края, где уже достаточно давно распознали радикальные взгляды в проповедях Шеуджена.

— Я не раз общался с ним, и высказал ему свою точку зрения – о том, что он выбрал слишком категоричные, крайние подходы в решении вопросов проповедничества. Его проповеди и породили в ребятах мысли о том, что им подменили знания об исламе. Раз в отношении них проявляется агрессия, значит, они стоят на пути истины, они обиженные. Выступая против всего мирового сообщества, они верят, что встают на правильный путь. Хотя в действительности это все очень далеко от истинной веры, — говорит Ибрагим Шхалахов.

О том, что действия ИГ противоречат исламу, заявили и ученые-исламисты с мировым именем во время большого совета, который прошел в прошлом году в Стамбуле. В нем участвовали и представители Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края. Приводя доводы, подтверждающие незаконность ИГ, члены Совета отметили, что приверженцы террористической группировки ошибочно истолковали ислам как религию грубости, жестокости, пыток, насилия и убийства всех с ними несогласных. И это серьезное преступление в отношении ислама и мусульман всего мира.

«Террорист не может быть мусульманином, а мусульманин не может быть террористом. У мусульман есть одна цель, вокруг которой движутся мысли, дела, строятся проекты и планы. Что это за цель? Совершать поступки, которыми был бы доволен Создатель. Столь благородная цель может быть достигнута посредством лишь того, что правильно и праведно перед Богом. Через крики, возгласы и оскорбления, а тем более через захват, воровство и убийство невинных людей этой цели невозможно достичь. За насильственные действия, подобные взрывам, убийствам, захвату заложников и иным террористическим актам, по Корану предусмотрено жестокое наказание. А если в результате теракта погибли неповинные люди, то греховность этого деяния еще больше усугубляется, так как в Священном Коране четко сказано: «кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» — говорится в открытом письме ученых-исламистов лидерам Исламского государства.

— Когда гибнут невинные люди, когда гибнут дети, когда разрушаются здания, больницы, школы, которые приносят пользу людям, кроме как террористическими действия эти назвать нельзя. Эти люди порождают хаос, обманывают людей ложными лозунгами, проливают невинную кровь, — говорит заместитель муфтия Адыгеи и Краснодарского края.

На совете в Стамбуле было проведено голосование, в ходе которого тысячи докторов исламских наук приняли единогласное решение о том, что ИГ не имеет ничего общего с исламом и его деятельность однозначно осуждается. Чуть позже такое же голосование провели представители ДУМ Адыгеи и Краснодарского края среди местных духовных наставников. Его результаты в буквальном смысле шокировали.

— Когда мы все проголосовали «за», а кое-кто воздержался, у нас возникли подозрения. Среди воздержавшихся был и имам из Адыгейская Юсуф Шеуджен, — рассказывает Ибрагим Шхалахов.

В феврале Юсуф Шеуджен был снят с должности имама. И будто канул в Лету. Если быть точнее – вместе с семьей покинул территорию России. Тогда еще никто никуда не уехал, но заброшенные семена проповедования, по-видимому, легли на благодатную почву и за 3 года работы имама проросли слишком глубоко, чтобы обойтись без последствий. Юрий Нехай все еще не теряет надежды найти сына, невестку и внучку. Удастся ли? Пока этот вопрос остается без ответа. Как нет ответа и на вопрос, как человека, не имеющего духовного образования, могли допустить к душам молодых людей, утвердив его на высокую должность имама мечети города?

Вне закона

Эта история вызвала широкий резонанс среди общественности республики. На прошедшем на днях Общественном совете с участием лидеров национальных диаспор региона и руководства ДУМ Адыгеи и Коаснодарского края деструктивная деятельность Шеуджена была осуждена. Было принято решение о совместном противодействии навязыванию идеологии ИГ.

Сегодня деятельность ИГИЛ в России официально запрещена. А значит те, кто вступает в ряды боевиков, автоматически становятся вне закона. Четыре жителя Адыгеи подозреваются в участии на территории Сирии в незаконных вооруженных формированиях на стороне террористической организации «Исламское государство», в отношении них возбуждены уголовные дела.

— Управлением ФСБ России по Республике Адыгея возбуждены уголовные дела в отношении четырех жителей Адыгеи по части 2-й статьи 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в них». По имеющимся оперативным данным все четверо находятся на территории, подконтрольной боевикам международной террористической организации «Исламское государство» и принимают участие в деятельности незаконных вооруженных формирований указанной международной террористической организации, — пояснили в Прокуратуре Адыгеи.

Все четверо — молодые люди, двое из них – неофиты, ранее исповедовавшие христианство и принявшие ислам 3 года назад. С семьями территорию России покинули двое из них, добавили в ведомстве.

Исламское государство, не признанное ни одной страной, было создано в 2006 году путем слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок во главе с одной из самых крупных террористических организаций «Аль-Каидой». Провозгласила она себя и объявила во всеуслышание в 2014 году. ИГ «прославился» похищениями людей, жестокими казнями и зверскими убийствами. Известно, что целью организации является ликвидация границ и создание исламского государства как минимум на территории Сирии, Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, Турции, Кипра, Египта. Как максимум – во всем исламском мире. При этом свою демонстрацию жестокости они объясняют законами ислама и борьбой с вероотступниками и «неверными».

Взрывы храмов и мечетей, угрозы захвата соседних территорий, жесточайшие казни заложников, использование женщин и даже детей в качестве сексуальных рабов… Этим людям не ведомы милость, разум и покорность Аллаху — все то, что в действительности проповедует ислам. Для ИГ все, кто не с ними — против них. Их фанатичная жестокость вселяет ужас и страх. Из сетей террористов вырваться практически невозможно, но единицам это все же удается. И жители Адыгеи – родители, чьи дети, к несчастью, попали в эти сети, все еще верят, что судьба и Всевышний помогут из них выбраться.

02.10.2015 в 15:59
Возрастная категория материалов: 16+