Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

День республики совпадает с еще одной не менее значимой датой в календаре — 5 октября все учителя страны празднуют свой профессиональный праздник. Накануне этой даты Адыгею на конкурсе «Учитель года России — 2015» представила молодой педагог Анастасия Павлишина. В мае этого года учитель английского языка гимназии №1 села Красногвардейского завоевала титул «Учитель года Адыгеи» и традиционный приз конкурса «Хрустальный пеликан».

Анастасии 28 лет, ее стаж в педагогике насчитывает всего 4 года. На конкурсе ей пришлось соревноваться с педагогами намного опытнее и мудрее, и все же победа практически единодушным мнением строгого жюри была присуждена именно ей. В чем же секрет молодого педагога?

Скажем сразу, победа в конкурсе не единственное яркое событие в этом году для Анастасии. Девушка создала семью, и теперь ее фамилия — Старцева.

Уже заглянув на сайт молодого педагога, можно понять, что Анастасия — личность разносторонняя. Она успела пройти стажировку в Америке, поработать в языковом центре Тюмени и турецкой строительной компании, вернуться в родную Адыгею и здесь в течение нескольких месяцев завоевать победы в конкурсах профессионального мастерства. Но обо всем по порядку.

Сегодня молодые люди редко целенаправленно строят свой путь, зачастую поступают не на те факультеты (часто по совету родителей), а потом еще долго не могут найти свое место в жизни. Анастасия, напротив, с самого начала знала, что будет учителем, и связывала свою карьеру с работой в школе. Не последнюю роль сыграла семейная традиция: мама — учитель русского языка и литературы, старшая сестра — учитель музыки. А потому после окончания сельской гимназии Анастасия отправилась поступать в кузницу педагогических кадров республики — Адыгейский госуниверситет на факультет иностранных языков.

В годы учебы по программе «Work and travel» («Работай и путешествуй») девушка прошла стажировку в Атлантик-Сити в Соединенных Штатах Америки. Первое погружение в языковую среду вызвало некоторый шок.

— Нас же учили классическому английскому языку, а здесь все по-другому, живой язык — совсем не то, что в книгах. Первые три дня я только прислушивалась, пытаясь в потоке речи услышать знакомые слова, — вспоминает Анастасия.

Но все же та база, которую дал университет, а еще больше настойчивость самой девушки в преодолении любых сложностей помогли ей быстро адаптироваться к новой языковой среде, а в гостинице, куда по программе ее поначалу направили в качестве служащей, Анастасию вскоре повысили до администратора.

Годы учебы пролетели незаметно, был получен диплом с отличием, который, впрочем, еще не гарантировал легкого трудоустройства. В родной красногвардейской гимназии, куда первым делом обратилась девушка, вакансий учителя иностранных языков не было. Не ждали ее и в Краснодаре: хоть и отличница, а опыта нет.

Решив отдохнуть от неудачных попыток устроиться на работу, молодая учительница отправилась в гости к сестре — далеко на север, в Ямало-Ненецкий округ. Пересадку на самолет пришлось делать в Тюмени, где в ожидании своего рейса Анастасия провела 2 дня. Заодно и познакомилась с городом.

— Мне очень понравилась Тюмень, интересная архитектура, климат, и я решила рискнуть — проверить себя, смогу ли в незнакомом месте, непривычных условиях устроиться на работу, и мне это удалось. Меня, молодого специалиста без опыта, взяли учителем английского языка в Образовательный центр «Интеллект», где я проработала 3 года, — вспоминает Анастасия Павлишина.

Еще год она отработала помощником руководителя с обязанностями переводчика в турецкой строительной компании «Ямата Ятырым», филиал которой располагался в Тюмени.

Наконец был наработан тот стаж, который везде требуют при трудоустройстве, а тут родные сообщили, что в красногвардейской гимназии появилась вакансия учителя английского языка. Соскучившаяся по дому и родным, Анастасия вернулась на родину — в Адыгею.

— Я ни в чем не сомневалась. Родная школа, учителя… Хотела работать в этом педагогическом коллективе и учить детей иностранному языку, который так необходим в современном мире, — признается педагог.

И хотя гимназия была родной и знакомой, все пришлось начинать с самого начала. Переживала, как ее примут новый класс, дети, получится ли привить им любовь к своему предмету, воспримут ли они ту информацию, которую она так тщательно готовила к каждому уроку. К счастью, Анастасия быстро нашла общий язык с детьми. Но решила не расслабляться. Через несколько месяцев в Адыгее стартовал республиканский конкурс молодых педагогов «Новой школе — новые учителя». Нисколько не сомневаясь, Анастасия приняла в нем участие и стала призером. А еще через несколько месяцев попытала свои силы в более сложном конкурсе — «Учитель года Адыгеи». Сначала вошла в тройку лучших на муниципальном этапе, а потом стала победителем республиканского тура.

— Твердо убеждена, что участвовать в конкурсах профессионального мастерства необходимо. Только так, общаясь с педагогами, перенимая их опыт, можно развиваться самому. Я стремилась не столько соревноваться, сколько общаться с коллегами, учиться у них новому. На победу не рассчитывала, и до сих пор еще не верю в нее до конца, но у меня получилось, — улыбается Анастасия.

Молодой педагог, она обошла конкурсантов со стажем, а в чем секрет ее методики, Анастасия и сама затрудняется сказать.

— Как мне кажется, нужно быть просто собой. Для мастер-класса и открытого урока я все продумывала сама, не заимствовала чужих идей из литературных пособий и интернет-ресурсов. Возможно, у меня были свои ошибки и недочеты, но они — мои, я на них учусь и не стесняюсь этого. А еще важны искренность, обаяние, умение быть открытым и добрым с учениками. Дети это чувствуют, и, может быть, почувствовали и члены жюри, — говорит педагог.

Система образования каждый год меняется, со следующего учебного года в школьной программе обязательным для изучения становится второй иностранный язык, а в 2020 году английский станет обязательным при государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Ответственность педагога возрастает. Проблема преподавания иностранного языка в российских школах часто заключается в том, что после 10 лет изучения языка, выйдя из школы, мало кто может свободно говорить на английском, французском или немецком. Эту ситуацию Анастасия Старцева пытается переломить.

— Любовь к языку нужно прививать детям с начальной школы. Не стоит сразу перегружать учеников письменными заданиями и задавать на дом по 4-5 упражнений, которые потом вынуждены делать родители. Это вызывает отторжение. Отрабатывать навыки нужно на уроке, чередуя игровые моменты с чтением и письмом, — уверена молодой педагог.

И, конечно, настоящий учитель — это не только педагог-предметник, но и воспитатель, наставник и друг, задача которого вложить в умы и души детей гуманистические ценности, воспитать их достойными гражданами страны. 

— Я учу детей быть искренними, честными, добрыми, целеустремленными, однако не всякая цель оправдывает средства — я призываю их в любой ситуации оставаться людьми. Мои ученики — мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Мне лишь остается распорядиться этим богатством мудро и точно, — говорит Анастасия.

Вместе с другими победителями региональных этапов Анастасия Старцева приняла участие в заключительном этапе Всероссийского финала конкурса «Учитель года России — 2015» в Казани, где за главный приз — «Хрустальный пеликан» соревновались 78 педагогов со всей страны. Только 15 человек стали финалистами. 5 октября педагога из Адыгеи и других участников конкурса будут чествовать в Кремле, по традиции с Днем учителя их поздравит Президент России Владимир Путин.

И пусть девушка не вошла в число финалистов, для родной республики она все равно победитель, а лучшая награда для учителя — успехи учеников.

Татьяна Филонова.

Фото Алексея Гусева.

06.10.2015 в 14:36