Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Коллекция драгоценных металлов и камней Национального музея Адыгеи насчитывает около 3 тысяч единиц хранения. Из них более 400 экспонатов вошли в новый выставочный проект «Художественное золото и серебро Адыгеи», который рассказывает об индустрии благородных металлов и дает целостное представление о развитии самобытного ювелирного искусства на этнической территории адыгов. 

Человек начал использовать драгметаллы более 4 тысяч лет назад, и с этого времени изделия из золота и серебра стали олицетворением богатства и власти, а позже и эквивалентом стоимости товара. На протяжении веков мастера усовершенствовали технику обработки металлов. При создании различных предметов использовались пластические свойства металлов: литье, ковка, штамповка, изготовление проволоки и тонкой фольги. Изделия декорировались филигранью, зернью, гравировкой. Часто при изготовлении тех или иных предметов использовались полудрагоценные камни, стекло. В результате появлялись прекрасные произведения ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

Как выглядело ожерелье в III тысячелетии до нашей эры, чем подпоясывали платья черкесские красавицы XIX века и какая серебряная посуда украшала столы в начале XX века, демонстрирует новая выставка Национального музея Адыгеи
Как выглядело ожерелье в III тысячелетии до нашей эры, чем подпоясывали платья черкесские красавицы XIX века и какая серебряная посуда украшала столы в начале XX века, демонстрирует новая выставка Национального музея Адыгеи
— Наиболее ранними и самыми древними предметами на выставке являются предметы из золота, датируемые III тысячелетием до нашей эры, предметы из урочища «Клады» у станицы Новосвободной — это ожерелье из звеньев бабочковидной формы и золотая ритуальная чаша. Многие изделия, по мнению ученых, были изготовлены местными мастерами-ювелирами. Так, великолепный комплекс украшений из Колосовки не имеет аналогий в синхронных памятниках, — рассказала куратор проекта заместитель директора НМ РА Нальмэс Шовгенова.

У местных племен хорошо были развиты торговые связи. Неудивительно, что большая часть предметов, обнаруженных на нашей территории, была, говоря современным языком, «импортная» и доставлялась из Малой Азии, Боспорского царства, Византийской империи. Через Боспор в античные центры шли поставки зерна и других продуктов, производимых меотскими племенами, а на Кавказ поступали предметы роскоши, керамика, ткани, оружие. Среди предметов роскоши были стеклянные бальзамарии и канфары, иногда в золотой оправе, лаковая посуда, фигурные сосуды и украшения. 

Одним из ярких предметов музейной коллекции является чаша, изготовленная в Аттике. Внутренняя поверхность чаши украшена рельефным орнаментом и сюжетной композицией со сценами дионисийских мистерий. Серебряная фиала сделана при помощи ковки, изображения выполнены гравировкой и чеканкой, внутренняя поверхность покрыта тонким слоем позолоты. Изделия, выполненные в этой технике в V веке до нашей эры, очень редки.

Значительную часть «золотой коллекции» представляют изделия V века до нашей эры из кургана Дыш, поселения «Вочепший», VI века до нашей эры из могильника у хутора Апостолиди, II-III веков из могильника у хутора Городской, а также подъемный материал с южного берега Краснодарского водохранилища и другие.

Как выглядело ожерелье в III тысячелетии до нашей эры, чем подпоясывали платья черкесские красавицы XIX века и какая серебряная посуда украшала столы в начале XX века, демонстрирует новая выставка Национального музея Адыгеи
Как выглядело ожерелье в III тысячелетии до нашей эры, чем подпоясывали платья черкесские красавицы XIX века и какая серебряная посуда украшала столы в начале XX века, демонстрирует новая выставка Национального музея Адыгеи
О высоком уровне художественной обработки металла и процветания торевтики у местных этносов в эпоху Средневековья свидетельствуют оригинальные ювелирные изделия из могильников Псекупский, Ленинохабльский, Колосовка: бусы, височные подвески, серьги, браслеты, перстни, нашивные украшения. В художественных изделиях из металла присутствуют смешение западного и восточного искусств, а также номадических культур. Однако установлено, что представленные на выставке предметы — продукт творчества местных мастеров. В верховьях реки Фарс существовал центр высокоразвитого ремесла по художественной обработке металла, представленный уникальными произведениями металлопластики из Колосовского и Кужорского могильников. Ярким предметом средневековой торевтики является туалетный набор из женского погребения могильника Колосовка X—XII веков. Он выполнен из бронзы в технике литья с последующей чеканкой, гравировкой, канфарением — украшением поверхности предмета мелкими точками, линиями, штрихами, покрыт позолотой и богато орнаментирован.

На примере экспонатов можно проследить, как из эпохи в эпоху менялось функциональное соотношение золота и серебра. Если до нашей эры золото было основным сырьевым материалом, то в эпоху раннего Средневековья оно превратилось во вспомогательный, декорирующий материал, а в позднесредневековом и этнографическом периоде преобладающим стало серебро с позолотой.

Отдельный стенд рассказывает о женском костюме и его основных украшениях — поясах, нагрудных застежках, кулонах. В музее богатая коллекция серебряных поясов, которые представлены тремя типами: девичьи «круговые пояса» из чистого серебра, пояса-пряжки из серебра на медном или латунном покрое и серебряные пряжки-пояса для пожилых женщин. 

Коллекция экспонатов из драгоценных металлов конца XIX — начала ХХ века в музее небольшая, насчитывает около 50 единиц хранения. Часы из серебра представлены моделями швейцарских фирм «П.Буре», «Омега» и «Докса». Механизмы часов привозились в основном из Швейцарии, так как Россия к началу XX века не имела как такового собственного промышленного часового производства. Ювелирные украшения с драгоценными камнями на выставке представлены женским золотым браслетом с гранатами, изготовленным в Вене во второй половине XIX века.

Заключительная часть выставки посвящена художественно-промышленному серебру. Это столовые предметы, ювелирные украшения и церковная утварь конца XIX — начала ХХ века, хранящие неповторимый колорит жизни купеческого Майкопа и провинциальных городов юга России. Состоятельные люди очень дорожили имеющимися серебряными изделиями, которые придавали семье статусность. Дорогие сервизы символизировали зажиточность, высокое положение и знатность хозяина дома. По представленным изделиям можно судить об уровне жизни майкопчан конца XIX— начала XX века.

Елена Маркова.

Фото Аллы Салиенко.

12.10.2015 в 14:01