Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Русский драмтеатр имени Пушкина открыл 80-й театральный сезон премьерой «Мещанин во дворянстве» по пьесе известного французского комедиографа Ж.-Б.Мольера.

Юбилейный сезон Русский драматический театр им.А.С.Пушкина начал 9 октября известной французской комедией Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Интерпретация классического произведения белгородским режиссером-постановщиком Владимиром Бородиным была поразительно близка первоисточнику, но при этом содержала массу остроумных актерских реплик, максимально адаптированных к современным реалиям.

За театральными кулисами распространена одна поговорка: если зрителей в зале больше, чем артистов на сцене, — спектакль удался! Премьерный показ спектакля «Мещанин во дворянстве» в таком случае удался многократно. Зрительный зал был переполнен воодушевленными театралами, которые принесли на долгожданную встречу с любимыми творцами множество цветов, что красноречиво говорит об одном: театр живет и будет жить!

Можно предположить, что постановка вызвала интерес у публики благодаря еще и тому, что мольеровская тонкая ирония занимает почетное место и в наши дни. Мышление «из грязи в князи, и немедленно» — актуально во все времена. 

Главное, что хочется отметить, — это интересная, завораживающая, высокопрофессиональная игра актерского коллектива. Все 17 артистов естественно и сверхточно передали каждую эмоцию, каждую мысль своих персонажей. Они сумели подать авторскую мудрость оригинально, неоднократно вызывая у зрителей всплеск положительных эмоций.

А удивительная наполненность сценических диалогов меткими шутками и сатирическими замечаниями придавала спектаклю особый шарм и незабываемость.

— Что было раньше: курица или яйцо?

— Раньше было все, и дешевле.

При этом сложно не заметить прекрасную адаптацию юмора к нашему времени, легко и удачно влившуюся в сюжет пьесы. На сцене было тонко подмечено и о всеобщей модернизации и оптимизации мирового порядка, и о том, что служить сцене — дело благородное, но не прибыльное. 

— Быть артистом и говорить «кушать подано» — а зубы на полке. Вот я и пошел в слуги. Слова те же, зато сыт, — отвечал слуга Ковьель на предложение стать артистом.

Костюмы, стилизованные под эпоху европейского классицизма XVII века, разработала заслуженный работник культуры Адыгеи Ольга Плетнева. А оригинальные декорации удачно дополнили яркое театральное зрелище.

Показанный зрительской аудитории танцевальный номер — «канкан с перчиком» в завершение первого действия вызвал неутихающую бурю смеха в зале.

«Седина в бороду» Журдена

Великолепной можно смело назвать игру народного артиста Адыгеи, исполнителя главной роли — господина Журдена Александра Конюхова. Его тщеславный и ограниченный интеллектуально персонаж, как и следует по сценарию, предстал невероятно комичным. Красной нитью сквозь всю жизнь мещанина проходило неутолимое желание славы и признания, всеобщего восхищения и преклонения перед его персоной. И как точно Конюхов передал приоритеты своего героя: мимика, интонации, жесты — его негласный крик о жажде быть всеми почитаемым и принадлежать к знатному роду. Ради осуществления своей мечты Журден был готов на все и даже больше. Особенно поразила сцена подношения «сюрприза» графа Доранта для маркизы Доримены, когда желание Журдена выглядеть светским львом обратило его, как сказала служанка, в деревенское пугало. Не могу не провести ассоциативную параллель такого сценического образа господина Журдена. Ведь на самом деле — как порой нелепо выглядит женатый мужчина, влюбленный и ухаживающий за другой женщиной. 

— Светская дама — не жена, ей надо писать в стихах. И писать так, чтобы она, прочитав все гласные, тут же стала бы СОгласная! — умозаключает господин Журден.

Дворянство в комедии представлено двумя персонажами, и отнюдь не самыми благородными. Граф Дорант и маркиза Доримена по тексту первоисточника имеют знатное происхождение, изысканные манеры и привлекательный внешний облик, что прекрасно было реализовано на сцене актерами Олегом Ковалевым и Татьяной Сучковой. Однако при всем внешнем лоске Дорант — мошенник, готовый на любую подлость ради материальной наживы.

Дочь Журдена Люсиль и ее благородный жених Клеонт в исполнении заслуженных артистов Адыгеи Татьяны Виноградовой и Романа Корчаги оказались совсем другими. Как изумительно актерами были показаны нежные чувства их героев! Как трогательно трепетала Люсиль, едва заметив своего возлюбленного или услышав его «ку-ку!», волнующее девичье сердце. Дочь Журдена имеет хорошее воспитание и любит Клеонта за его высокие моральные качества. Именно ее избранник произносит главную мысль всего закрученного действа: стыдиться своих родителей и выдавать себя не за того, кем ты являешься на самом деле, — явный признак душевной низости.

О перевоплощении актерского состава в «турецких гостей» нужно сказать отдельно. Красочные и забавные восточные костюмы актеров и турецкий «грим» наделили сцену особым колоритом. А как здорово перевоплотился актер Дмитрий Филиппов, исполняющий роль слуги Ковьеля, в личного переводчика и советника прибывшего во Францию «сына турецкого султана». Как мастерски и превосходно им был сымитирован восточный говор и показан менталитет! Его персонаж для восстановления справедливости проявил смекалку и находчивость, благодаря чему и произошло посвящение наивного господина Журдена в чин турецкого графа Мамамуша. 

То, что в финале комедии Журден попался на уловку умного Клеонта и Ковьеля, — яркое доказательство превосходства разума и справедливости над всеми человеческими пороками. Журден согласился на «неблагородный» брак дочери, и хочется надеяться, что все случившиеся с ним события его перевоспитали. 

Все хорошо, что хорошо кончается. Пусть каждая встреча с театром не только начинается, но и заканчивается хорошо!

Елена Страмцова.

Фото Аллы Салиенко.

Кстати…

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана и впервые поставлена в королевском дворце в Париже по заказу Людовика XIV в 1670 году. При жизни автора спектакль был сыгран 42 раза. Первая постановка на русском языке состоялась 25 января 1756 года в Санкт-Петербурге.

19.10.2015 в 14:47