Есть ли герой с кинжалом среди нас?
Сегодня в Национальном театре Адыгеи им.И.С.Цея премьера драматического спектакля «Гимн старому дому». В основу постановки легла повесть «Кинжал танцора» народного писателя Адыгеи, дважды лауреата Государственной премии РА в области литературы Юнуса Чуяко. Это произведение о мирном быте, будто бы затянувшем раны войны, о смене поколений, смене домов… На фоне эпизодов аульской жизни, забот младшего и старшего поколений раскрывается трагедия войны, предстают ее невинные жертвы, ее герои и люди со слабой душой.
Накануне премьерного показа режиссер-постановщик и автор пьесы Аслан Хакуй в интервью «СА» рассказал, для чего современному обществу нужны истории военных лет.
— Почему из множества произведений о войне вы выбрали именно повесть адыгского автора?
Есть ли герой с кинжалом среди нас?
— Аслан, что в начале работы над постановкой вас зацепило больше всего?
— Только представьте себе, как 14-летний мальчик, отвлекая танцем внимание фашистов, бросается с кинжалом на немецкого офицера! Это не поступок солдата, обученного воевать, а искренний порыв ребенка защитить свою Родину. Мы привыкли видеть войну через картину боев и сражений, а Юнус Чуяко подошел к этой теме совсем с другой стороны. Особенность спектакля в том, что о событиях войны рассказывается через ретроспективу. Время действия в спектакле — 80-е годы. Но сюжет постоянно отсылает зрителя к событиям военных лет. В нем есть еще одна сюжетная линия. Один из героев во время участия в боях струсил, сбежал. Да, он остался жив, но все эти годы он живет с виной и болью в сердце. Идет сравнение: один в критической ситуации сорвался, смалодушничал, а другой не задумываясь пожертвовал жизнью. Произведение очень проникновенное. Не зря же за него присудили Государственную премию в области литературы. Так что зацепило, как вы сказали, не только меня, но и всю труппу театра.
Есть ли герой с кинжалом среди нас?
— Не буду подробно вдаваться в сюжет, вы это увидите на премьере. Если в двух словах, то старый дом — это не просто декорация, а молчаливый герой произведения. По сюжету, дом решают снести и приглашают археолога, который давно разыскивает кинжал того самого мальчика-танцора. В итоге дом снесли, но зато найден кинжал, который служит живым свидетельством той истории военных лет. В пьесе есть символ — зацветающее дерево, которое говорит о том, что новая жизнь наступит, но забывать о том, что было, нельзя.
— Получается, что военная тема актуальна во все времена….
— Конечно! Особенно в год 70-летия Великой Победы. Нам нужно знать свою историю, которую чуть ли не каждый пытается переписывать на свой лад. Даже то, что происходит в наши дни, искажают! Не говоря уже о событиях, свидетелей которых все меньше и меньше с каждым годом. В Нью-Йорке издана «Новейшая мировая история», в которой 14 страниц о Великой Отечественной войне посвящено союзникам Германии и полстранички — роли Советского Союза! С экрана, со страниц газеты, со сцены нужно напоминать людям о великом подвиге, который совершил наш народ.
— Сейчас много говорится о том, что нужно привлекать в театр молодежь. Чем подрастающему поколению будет близок этот спектакль?
— Молодым людям стоит знать, на какие поступки способны были их сверстники в годы войны. Главный герой этой постановки — 14-летний мальчишка, совершивший взрослый подвиг. Хочется, чтобы современный ребенок задал себе вопросы: «Способен ли я на такой поступок? А что бы сделал я, окажись на его месте? Поступил бы как юный танцор или сбежал?» Молодежь сегодня хорошая, просто мы, взрослые, должны направлять их в нужное русло, такими спектаклями в том числе. И если мы сможем достучаться до юношеских сердец, пусть не до каждого, но хотя бы до некоторых, мы спасем души, которые когда-нибудь тоже смогут спасти других.
Фото Алексея Гусева.