Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Автодороги — основная и главная в Адыгее возможность связи. Автомобили в нашей республике — практически единственный вид транспорта, которым по дорогам региона перевозятся тысячи пассажиров и тысячи тонн грузов в день. Сеть нашей автомобильной инфраструктуры — одна из самых развитых в России: все населенные пункты в Адыгее соединены дорогами с твердым покрытием. В 2013 году по этому показателю республика занимала 8-е место в стране. Еще один факт: общая протяженность автодорог республиканского значения в РА практически равна протяженности автомобильного пути из Майкопа в столицу России.

Вот и получается, что дорогами соединена вся наша жизнь, от их состояния напрямую зависят подъем экономики, решение многих социальных проблем, развитие региона. О повышении уровня их обслуживания, комфортности и безопасности, а также трудностях дорожной отрасли читателям «СА» рассказал начальник Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог РА «Адыгеяавтодор» Алексей Корешкин.

Тяжеловесная тема

— Алексей Александрович, как специалист, оцените дороги Адыгеи. Гости, которые приезжают в нашу республику, их хвалят, а вот местные жители подчас недовольны. 

— У меня достаточно критичное отношение к состоянию автомобильных дорог. Конечно, хотелось бы лучшего: многие автомобильные дороги в Адыгее уже не отвечают современным требованиям. Строились они в 70—80-е годы, тогда были другие нормативные требования. С каждым годом автомобильный транспорт совершенствуется. С увеличением объемов строительства в Адыгее и соседних регионах увеличился объем грузоперевозок тяжеловесным транспортом. Это наносит огромный ущерб автомобильным дорогам. Наши дороги на такие нагрузки не рассчитаны. Поэтому появляется колейность, просадки, с которыми мы постоянно боремся.

— Как это можно предотвратить, ведь построить новые дороги сразу и везде — вариантов нет? 

— На реконструкцию и строительство автомобильных дорог требуются очень большие средства. К сожалению, дорожный фонд Республики Адыгея сегодня не располагает такими возможностями, поэтому актуальной является проблема сохранности существующей сети дорог. 

В связи с этим были приобретены 3 передвижных пункта весового контроля, а в 2014 году введен в эксплуатацию стационарный пост весового контроля на самой грузонапряженной автомобильной дороге Энем — Адыгейск — Бжедугхабль км 38+346. Он работает круглосуточно и отвечает всем современным требованиям. Данная автомобильная дорога является самой грузонапряженной, интенсивность движения по ней составляет более 20 тыс. автомобилей в сутки, причем более 50% — это тяжеловесный транспорт. Если до строительства СПВК мы были вынуждены направлять до 80% средств, выделяемых Теучежскому району, на устранение колейности и просадок на вышеуказанной дороге, то наличие СПВК позволило высвободившиеся средства направить на ремонт других дорог в районе. 

Стоит отметить, что с 28 сентября по 4 октября 2015 года по инициативе «Росавтодора» при поддержке Министерства транспорта РФ совместно с ГИБДД и сотрудниками Ространснадзора, а также представителями общественного движения «Народный фронт» была проведена всероссийская акция «На дорогу без перегруза». Эта проблема — ненормативных перевозок — сегодня существует во всех регионах страны. 

— Федеральное законодательство как-то регулирует тяжеловесные перевозки и перегрузы на дорогах? 

— Да, безусловно. В целях сохранности автомобильных дорог с 15 ноября текущего года на федеральных автомобильных дорогах с владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн будет взиматься плата. Собранные средства будут направлены в федеральный дорожный фонд. В перспективе планируется ввести плату за проезд по региональным дорогам. Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 года №12 значительно увеличились суммы штрафов для юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки с нарушением законодательства, — перевозчиков и грузоотправителей. 

— Какие дороги в республике являются самыми напряженными?

— Это дороги регионального значения: Белореченск — Гиагинская — Дружба, Уляп — Зарево, Хатукай — Некрасовская, Майкоп — Псебай — Зеленчукская — Карачаевск, Каменномостский — Победа. 

— Как реагирует бизнес? 

— Мы стараемся предотвращать несанкционированные перевозки и перегруз автотранспорта, чтобы уберечь и сохранить автомобильные дороги. Тем не менее грузоперевозчики находят возможность для объезда — по полям, через населенные пункты, где также причиняют ущерб дорогам. И это тоже серьезный вопрос. Установка бизнеса такова, что деньги нужно заработать сегодня, а что будет завтра — несущественно. 

— Как распределяется дорожный фонд Республики Адыгея? 

— Протяженность региональных дорог — более 1370 км. Дорожный фонд Республики Адыгея в текущем году составляет 1155,3 млн. рублей. Из этой суммы на содержание автомобильных дорог республиканского или межмуниципального значения и искусственных сооружений, включая затраты на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, направлено 372,8 млн. рублей. В том числе учтены средства на плату за расход электроэнергии за освещение автодорог и содержание стационарного пункта весового контроля. 

На ремонт автомобильных дорог республиканского или межмуниципального значения, мостов и искусственных сооружений в этом году выделено 392,7 млн. рублей. В эту сумму вошли и средства на ремонт Гиагинского путепровода. Кроме того, на реконструкцию моста через реку Пшиш на автомобильной дороге Энем — Адыгейск — Бжедугхабль будут направлены средства в объеме 141,2 млн. рублей. Бюджет дорожного фонда республики имеет большое количество статей затрат, строго по которым распределяются средства. 

— Алексей Александрович, с развитием туризма, на который Адыгея делает большую ставку в развитии региональной экономики, как будет совершенствоваться дорога в горы?

— Основным туристическим маршрутом Южного федерального округа и Адыгеи является автомобильная дорога республиканского значения Даховская — Лагонаки. В прошлом году мы закончили реконструкцию на участке 3,6 км, в том числе моста через реку Белую. Этот участок дороги введен в эксплуатацию, средств на дальнейшую реконструкцию у нас пока нет. Ориентировочная стоимость проекта составляет около 3 млрд. рублей. Несмотря на тяжелую финансовую ситуацию в стране, Глава республики Аслан Тхакушинов лично занимается этим вопросом на уровне федерального центра. 

Мосты в экономику

— Когда будет введена в эксплуатацию автомобильная дорога Уляп — Тенгинская?

— Согласно заключенному контракту, строительство участка автомобильной дороги со стороны станицы Тенгинской Краснодарского края будет начато уже в текущем году, ввод всей автомобильной дороги намечен на 2017 год.

— А старый мост в ауле Хатукай, который был фактически разрушен наводнениями последних десяти лет, можно капитально отремонтировать и запустить в строй?

— Проведенное обследование показало, что мост является аварийным и его запрещено использовать не только для автотранспорта, но и для пешеходов. Мост был всесторонне обследован, и специалисты дали такую оценку, поскольку его опоры находятся в аварийном состоянии. 

— Есть ли еще мосты на территории республики, которые требуют внимания?

— При поддержке Кабинета Министров Адыгеи в последнее время уделяется большое внимание искусственным сооружениям. Необходимо отметить, что все искусственные сооружения были построены более полувека назад. В 2014 году была закончена реконструкция моста через реку Псекупс на автомобильной дороге Энем — Адыгейск — Бжедугхабль. В этом году будет капитально отремонтирован путепровод на обходе станицы Гиагинской. В планах 2015—2016 годов реконструкция моста через реку Пшиш. 

 — Есть один дорожный вопрос, который давно обсуждается в республике и является немаловажным для регионального экономического развития — дорога через Адыгею на Дагомыс как выход к Черноморскому побережью. В этой трассе заинтересована ведь не только Адыгея?

— Этот экономический проект действительно имеет огромное значение не только для жителей республики, но и для всей России. Его реализация на территории Адыгеи придаст новый импульс развитию туристического кластера и экономики региона в целом. Ведь автомобильные дороги являются важнейшим элементом транспортной инфраструктуры и национальной экономики России. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием в развитии экономики, ее подъема на межрегиональных уровнях. С этим фактом невозможно спорить. Рост автомобильных перевозок обусловлен развитием сельского хозяйства, добычи нерудных строительных материалов, расширением производства по переработке леса, природных богатств и развитием зон отдыха и туризма. Рост автомобильных перевозок в связи с этим будет расти год от года, и мы уже сегодня это видим. 

Мне также хотелось бы поздравить с прошедшим профессиональным праздником всех работников дорожной отрасли республики и ее ветеранов. Пожелать им здоровья, благополучия их родным и близким, успехов в нелегком труде. 

Елена Романова.

23.10.2015 в 19:18