Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сегодня исполняется 18 лет со дня, когда начал свою работу Конституционный суд Республики Адыгея. Накануне знаменательной даты — наше интервью с председателем суда Аскером Тлехатуком.

— Создание в 1997 году Конституционного суда означает по существу признание особой ценности Конституции Республики Адыгея как правового акта и понимание необходимости его правовой защиты органом, действующим на основе права и защищающим право в своих решениях, — рассказал Аскер Касеевич. — С образованием Конституционного суда у жителей нашей республики появилась дополнительная возможность защищать свои права и свободы, а органы государственной власти республики получили новый канал правового общения и обратной связи с населением. В системе сдержек и противовесов, обеспечивающей демократические принципы осуществления государственной власти Адыгеи, возник новый элемент — судебный конституционный контроль, сделавший саму систему глубже и гибче.

Вот уже в течение 18 лет Конституционный суд Республики Адыгея осуществляет деятельность, направленную на обеспечение верховенства права и единства правового пространства, развитие нашей республики как полноправного субъекта Российской Федерации, защиту прав и свобод граждан и утверждение конституционализма в регионе.

— С самого начала своей деятельности Конституционный суд Республики Адыгея формировался из высококвалифицированных специалистов. Кто сегодня работает в суде?

— В разное время членами Конституционной палаты и судьями Конституционного суда Адыгеи были известные в нашей республике и за ее пределами юристы — Талий Аскерович Беретарь , Надежда Андреевна Алибердова, Ольга Михайловна Кулинченко, Сталик Сагидович Мамий, Вера Михайловна Мейстер и другие. Сегодня Конституционный суд РА состоит из трех судей, которые назначаются на должность Государственным Советом — Хасэ РА на конкурсной основе. Срок их полномочий — двенадцать лет. Кандидатуры на должность судей Конституционного суда могут вноситься Главой республики, депутатами и депутатскими образованиями Парламента Адыгеи, Верховным судом республики.

Профессиональный опыт судей обеспечивает глубокое понимание судом тех общественных отношений, которые образуют предмет рассмотрения в Конституционном суде РА и в конечном итоге — взвешенность и обоснованность принимаемых судебных решений. 

— Расскажите о том, как суд ищет решение стоящих перед ним вопросов? Полагаю, этот вопрос интересен не только специалистам в области права, но и всем, кто интересуется жизнью республики.

— Решение любого рода вопросов, возникающих перед Конституционным судом, всегда основано на принципах коллегиальности, независимости судей и равенства прав судей Конституционного суда РА. Сочетание указанных трех принципов обеспечивает принятие судом эффективных и объективных решений. Коллегиальный характер деятельности Конституционного суда не отменяет огромной индивидуальной роли каждого из судей.

Сама технология конституционного судопроизводства, что подтверждается и действующим законодательством, выдвигает на первое место в конкретном деле персональную правовую позицию судьи. Именно правопонимание проблемы отдельным судьей служит истоком формирования правовой позиции Конституционного суда по поставленному вопросу. Коллегиальность проявляется в совместных обсуждениях и дискуссиях по проектам решений. При этом подготовка проекта решения, разработка правовых позиций, которые могут быть положены в основу судебного решения, полностью находятся в сфере ответственности судей Конституционного суда.

Способствуя согласованию позиций судей, коллегиальность вместе с тем не исключает сохранения у судьи по итогам обсуждения собственного мнения по рассматриваемому делу, отличного от мнения большинства судей, которое он вправе изложить в особом мнении. Особое мнение судьи Конституционного суда является, таким образом, реализацией принципов равенства и независимости судьи и не только не умаляет авторитета судебного решения, но и подчеркивает, что при его принятии были изучены и проработаны разнообразные варианты и правовую силу получил тот из них, который отвечает правопониманию большинства судей. 

— Конституция Республики Адыгея — это основной закон нашей республики. Но насколько близок он к повседневным нуждам жителей? 

— Безусловно, в Конституции республики мы не найдем норм, непосредственно регламентирующих правила водоснабжения жилых домов, содержания придомовых территорий или зачисления детей в школы и детские сады. Но Конституция Республики Адыгея определяет требования, в соответствии с которыми должно осуществляться регулирование соответствующих вопросов.

Конституция Республики Адыгея направлена на то, чтобы законы республики принимались с соблюдением принципов представительной демократии, отражали волю и интересы жителей региона. Для граждан важно то, что через Конституцию реализуются определенные требования к правовому регулированию в любой сфере — это, в частности, требования ясности, однозначности, стабильности правового регулирования и поддержания доверия граждан к праву, запрет на дискриминационное либо ограничительное регулирование.

Не менее важно и то, что Конституция Республики Адыгея является гарантом базовых ценностей, которые лежат в основе консенсуса гражданского общества, определяют векторы созидательной деятельности и политической активности жителей республики.

Тем самым законы, акты законодательного и исполнительных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, регулирующие вопросы, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности граждан, должны соответствовать конституционным принципам, не могут быть произвольными ни по порядку принятия, опубликования и введения в действие, ни по форме, ни по содержанию.

Важно помнить и о том, что чем активней граждане участвуют в формировании органов власти и местного самоуправления, чем настойчивей взаимодействуют с избранными депутатами всех уровней, чем активней граждане готовы защищать выраженные в нормах права ценности, тем реальней будет влияние Конституции на жизнь нашей республики в целом и каждого гражданина в частности. 

— Деятельность Конституционного суда, как известно, направлена на защиту Конституции Республики Адыгея. Не могли бы Вы пояснить, что понимается под защитой Конституции?

— Конституция имеет прямое действие и обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам республиканского и муниципального уровней. В этом смысле защита Конституции — это защита ее положений и норм от нарушений иными нормативными правовыми актами, обеспечение их соответствия Конституции Республики Адыгея. Конституционный суд полномочен признать закон Республики Адыгея, нормативный правовой акт органа государственной власти регионального или муниципального уровня не соответствующим Конституции Республики Адыгея. В этом случае акт теряет юридическую силу. Конституционный суд вправе, не лишая проверяемый акт юридической силы, придать его положениям конституционное понимание: выявить единственно возможный в правоприменительной деятельности смысл или же исключить смысл, расходящийся с содержанием Конституции Республики Адыгея. И только в таком — конституционном — смысле данный нормативный правовой акт и должен будет применяться всеми.

Учитывая особое правовое содержание Конституции республики, ее защита должна обеспечивать также и утверждение конституционных принципов в системе законодательства Адыгеи. Не менее важен контроль за тем, чтобы определенные Конституцией республики цели развития нашего региона достигались конституционными средствами и методами. Еще одна задача нашего суда — обеспечить баланс признаваемых ценностей с обязательным условием, чтобы каждая из ценностей реализовывалась не в ущерб другой. 

— Какого рода обращения приводят заявителей в зал заседаний Конституционного суда?

— Для обращения в Конституционный суд у субъектов могут быть самые различные основания. Это может быть неопределенность в том, как следует понимать и применять те или иные нормы Конституции республики. Или потребность разрешить вопрос о том, соответствует ли Конституции региональный закон, нормативный правовой акт органов государственной власти Адыгеи или органов местного самоуправления. Между тем в более широком смысле причина обращения, я полагаю, одна, и она общая для граждан, для органов государственной власти республики и для органов местного самоуправления. Это намерение путем правового общения решить имеющуюся проблему. 

Хочу обратить внимание, что красной нитью через весь текст Конституции республики проходит идея взаимодействия всех ветвей и органов государственной власти республики. И правовой диалог в зале заседаний Конституционного суда Республики Адыгея является одной из эффективных форм такого взаимодействия.

До тех пор, пока общение остается в системе конституционных координат, сохраняется гарантия того, что это будет диалог равных сторон, говорящих на понятном друг другу языке — языке права, а значит — языке консенсуса.

Дмитрий Кизянов

29.10.2015 в 22:23