Как считает победитель республиканского конкурса полицейских, главное — найти подход к людям

Героем дня он себя не чувствует и озабоченно смотрит на часы — сегодня его дежурство начинается с 14 часов, время поджимает. Он привык быть среди людей и в центре событий — бытовых забот 2 тысяч человек, которые, если что случится, надеются прежде всего на его помощь. Он — их участковый капитан полиции уже 8 лет. Практически всех помнит в лицо или по характерам, взаимоотношениям в семьях и с соседями, по месту работы или учебы.
Стартовый этап
В Адыгее завершился региональный этап Всероссийского конкурса среди полицейских «Народный участковый». Его победителем в регионе признан участковый уполномоченный отдела МВД России по Майкопскому району Мамикон Аракелян. Его работу признали лучшей 53% жителей из всех принявших участие в онлайн-голосовании.
На работу в МВД по Адыгее он пришел в 23 года — после окончания института физкультуры и дзюдо Адыгейского госуниверситета. Должность участкового выбрал сам. «Длинные дистанции» поселковых дорог ему, как спортсмену, пришлись по силам, а коммуникабельный характер способствовал общению с людьми. К тому же борцовский престиж вуза научил умению преодолевать проблемы. Но практика охранника покоя сельских граждан потребовала и других навыков, поэтому в тот же год он поступил на заочное отделение юридического факультета АГУ.
Вести участок и постигать столь сложную, как юриспруденция, науку, с одной стороны, было легко — опыт работы в народе помогал. Но с другой стороны, приходилось испытывать недостаток времени в сутках: людям с их бытовыми заботами нет дела до того, что участковый — снова студент, возникающие вопросы он должен решать все равно. И он решал их, как задачи из учебника по логике.
Его участок — это поселок Победа, хутора Грозный и Причтовский, в которых живут, если быть точным, 2083 человека многонационального населения. Поскольку он сам вырос и живет в Майкопском районе, традиции сельской округи и местный менталитет ему хорошо знакомы. О людях своего участка он говорит охотно и просто.
— Скандалистов нет, да и особо проблемных семей нет. Тех, кого в народе обычно называют «бандитами» — не в смысле участия в группе подельников, способных на преступления, а склонных досаждать односельчанам в силу пристрастия к пьянству, своего образа жизни, — тоже нет. В большинстве своем люди добропорядочные, простые, работают и живут по доходам, — поясняет признанный «народным» участковый.
За всю его службу серьезных происшествий на участке не случалось. А вот «неординарные» были. Как говорит участковый, даже чувство любви иногда трактуется законом как преступление. Сюжет таких историй бывает банально житейским: они полюбили друг друга, но вот родители девушки ее чувств к избраннику не разделили.
О странностях любви
Отношение взрослых к мезальянсу понятно — юная девушка, испытав первую любовь, не в состоянии контролировать свои чувства, но парень, переступивший порог совершеннолетия, должен отдавать отчет поступкам.
Их близкие отношения вычислили родители девушки. А закон для всех, даже тех, кто охвачен пылкими чувствами, един. В результате парню пришлось пройти через суд, он наказан на четыре года условного срока. Однако молодая пара все-таки хочет быть вместе. Несмотря на то, что родители сейчас бдительно контролируют их отношения, он ждет совершеннолетия своей невесты.
— Парень оказался верным своему чувству, да и просто воспитанным, культурным человеком. Некоторые после такого случая убегают и прячутся, забывая свою первую любовь навеки. А он повел себя достойно, смирившись с волей ее родителей и с испытанием, которое ему выпало, — говорит участковый.
Впрочем, в обыденной жизни под влиянием чувств случается и не такое. Еще одна житейская проблема, наказуемая по всей строгости закона, — ревность.
— У нас много охотников, а оружие провоцирует мужчин на поступки, которым они потом не могут найти оправдания. Один из последних случаев: мужчина открыто потрясал ружьем перед односельчанином — а это уже угроза убийством. Причина опять-таки в чувствах. Потерпевший, которому, собственно, угрожали ружьем, приревновал к нему свою жену. Возник конфликт, в пылу которого соперник ревнивого мужа схватил ружье и стал угрожать, что выстрелит. Вполне порядочный гражданин — все проведенные нами проверки подтверждали, что к оружию относится, как требует закон, хранит его, как положено. Но нервы сдали в конфликтной ситуации, не сдержался и пригрозил ружьем, — рассказал участковый.
Ревнивый муж пожаловался на угрозу, а вспыльчивый охотник получил в наказание 400 часов обязательных работ при администрации сельского поселения. И добросовестно отрабатывает собственную несдержанность. Невольные соперники — по жизни адекватные люди, работающие, во всем положительные. Однако эмоции зашкалили.
Пьянству — бой!
С 2008 года, как говорит «народный» участковый, характер преступности на селе по своей сути кардинально не изменился. В основном это кражи чужого имущества, нанесение телесных повреждений в пылу бытовых ссор и конфликты из-за любви. Кражи, как выражается профессиональным языком Мамикон Аракелян, с проникновением в чужой дом имеют место — это факт. Но драчунов и пьянства значительно убавилось.
По его наблюдениям, за эти годы здоровье сильно пьющих молодых трудоспособных личностей просто не выдержало испытания алкоголем, тяжелые хронические заболевания на почве алкогольной зависимости их просто привели к печальному финалу. Кому-то местные жители сопереживали, о чьей-то судьбе печалились. Но факт остается фактом: зависимых от алкоголя в хуторах стало намного меньше.
Встречаются такие, кто идет работать с охотой, но трудится до первой зарплаты. Профилактика участкового действует, но тут задачу усложняет доступность алкоголя. Именно эти факторы — большое количество в продаже и торговлю исподволь — он считает важной причиной, по которой алкоголизм все еще непобедим. В Побединском сельском поселении района — а это шесть населенных пунктов, составляющих два участка, — насчитывается более десятка точек незаконной алкогольной торговли.
— В каждом населенном пункте всегда найдется хоть один человек, который будет продавать спиртное втихую, из-под полы. Если есть спрос, будет и предложение. Но вычислить их сегодня достаточно просто. Несколько массовых рейдов полиции, контроль за проштрафившимися — и торговля стихает. Как правило, пойманные с поличным торговцы говорят: да вот была одна бутылка, себе брал, осталось, а сосед попросил продать ему. Все эти отговорки известны и вины не снимают. А наказанные на какой-то срок сворачивают такой «бизнес», несмотря на то что штрафные санкции по существующему закону все еще низкие, — рассказывает Мамикон Аракелян.
С начала этого года он конфисковывал немало алкоголя из несанкционированных продаж. Как правило, это разведенный спирт, который такие торговцы покупают у знакомых поставщиков — «для собственных нужд». Но суррогатные напитки на его участке не сбывают, а варить самогон при нынешней инфляции дорого — бизнес не окупится.
Осознание быта
В принципе, в душе люди не меняются, несмотря на мировые кризисы и курсы валют. Они дорожат спокойствием в доме, укладом в семье, работой и достатком.
— Конечно, есть те, кто попал под сокращение, но безработных на моем участке не стало больше. Люди не привыкли переживать попусту, перекладывать вину на абстрактные обстоятельства. Таких, кто остался бы вообще без зарплаты и постоянного дохода, уповая на чью-то помощь, сегодня находится мало. Они ищут и, как правило, находят работу. Район у нас богат деревообработкой, в небольшие частные цеха всегда можно устроиться, — считает Мамикон Аракелян.
Жалоб на безработицу и безвыходность ситуации в быту участковый пока не слышал, хотя и допускает, что может случиться и такое. Знать, что происходит на предприятиях участка, тоже входит в его задачи. Иначе как предвидеть круг людских забот, который будет волновать народ на участке завтра? Промышлять незаконной вырубкой леса на продажу не получится — законы и контроль за лесными угодьями в последние годы настолько ужесточились, что о них знают все, кто живет в этой зоне.
— Есть сотрудники полиции, которые заняты «лесной инспекцией» — на выявлении незаконных рубок. Им помогают егери, природоохранные ведомства. И работают они достаточно эффективно, — уверен участковый.
Однако с богатствами леса связана другая проблема — охота. Вопросы у правоохранников вызывают не столько возможные факты браконьерства, сколько количество оружия на руках у людей. Только на участке Мамикона Аракеляна живут около сотни охотников, а всего в сельском поселении их 340 человек. И у каждого не по одному охотничьему ружью. Некоторые приобретают и оружие самообороны — большей частью работники охраны предприятий, имеющие на то разрешение.
— Охотничье оружие, как и любое другое, — это огромная ответственность. За его неправильное хранение можно получить срок, не говоря уже об угрозах применения в быту. Здесь важен тотальный контроль, проверки. Вообще беседовать с людьми нужно по любому поводу, если чувствуешь, что в семье или между соседями что-то не так. Внимание и свой подход нужен к каждому — это и есть, наверное, самая основная трудность в работе участковых. Помогает и поддерживает взаимоотношения уважение, даже если к тебе его не сразу и не всегда проявляют, — считает Мамикон Аракелян.
Хутор Грозный лишь имеет такое название. Возможно, из-за бурного нрава реки Белой, которая долгие годы его основательно затапливала. Но стоит наладить бытовые проблемы — несколько лет назад хутор оградили дамбами от подтоплений, — и название становится нарицательным. Его жители, по словам участкового, столь же мирные по своим душевным качествам, как побединцы, хуторяне из Причтовского или майкопчане, с которыми они соседствуют.
Участкового знают в сельском поселении все. За эти годы отношением к людям и осведомленностью он заработал свой авторитет честно — без всякой лести, считают жители хутора Грозного.
Мамикон Аракелян осознает, какую ответственность ему придется нести, став «народным участковым» региона. Вместе с тем он уверен, что оказанное жителями республики доверие сумеет оправдать. За минувшие годы работы в полиции у него не возникло желания сменить участок на кабинетную работу, хотя об удачной карьере он мечтает как любой профессионал в своем деле.
— Хотелось бы пожелать ему поменьше проблем на участке, побольше благоприятных известий, когда приходит в наши дома. Профессиональные заботы, конечно, у него будут всегда, но лучше — позитивные. Будем ждать от него призового места на Всероссийском конкурсе участковых, во всяком случае, жители участка будут голосовать за него, как и большинство людей, живущих в Майкопском районе и в нашей республике, — уверены жители поселка Победа.
Что ж, будем ждать победы «народного участкового» из Адыгеи!
Елена Космачёва.
Фото из архива МВД по РА.